Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:19, контрольная работа
Негибкость и неспособность административно-командной системы быстро адаптироваться к экономическим проблемам, ее невосприимчивость к достижениям НТП и неэффективность ее функционирования обусловили необходимость её преобразования в рыночную систему. Это преобразование возможно лишь путем изменения всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны 2 основных типа механизма функционирования этой системы: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного.
1.
неразвитая инфраструктура по
поддержке и обслуживанию
2. трудности получения кредитов (долгосрочные проекты), и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента;
3.
поборы (рэкет) со стороны
Учитывая,
что в рыночной экономике государственный
сектор будет продолжать играть весомую
роль, формирование субъектов рыночных
отношений должно предполагать стимулирование
частного предпринимательства, преобразование
государственных предприятий. Суть этих
преобразований в том, чтобы разграничить
права и обязанности госпредприятий, вывести
их из-под государственной опеки, создать
экономические и правовые предпосылки
для их экономической ответственности
за результаты хозяйственной деятельности,
уравнять предприятия всех форм собственности
в отношении предпринимательского риска.
Становление рынка предполагает экономическую
свободу всех субъектов собственности
и звеньев хозяйствования. Экономическая
свобода — это выбор хозяйствующими субъектами
форм собственности; рациональный отбор
методов хозяйствования, поставщиков
сырья и оборудования, а также потребителей
продукции; определение вида продукции
и объемов ее производства; взвешенная
оценка перспектив развития; установление
или регулирование цен на реализуемую
продукцию.
Функции
государства в
экономике переходного
периода
Одним
из главных условий перехода к
рыночной экономике является изменение
роли государства как регулятора
хозяйственных процессов. В плановой
экономике государственное
В “переходной” экономике ни один из
механизмов координации хозяйственной
деятельности не является доминирующим:
централизованное планирование потеряло
уже всеобъемлющий характер, а механизм
рыночной самонастройки еще не заработал
в полной мере. И в течение определенного
времени административно-командные методы
регулирования экономики будут сосуществовать
одновременно с методами, характерными
для рыночной экономики. Будет происходить
уменьшение степени государственного
вмешательства в экономику; сменятся формы,
методы и инструменты государственного
регулирования, прежние, сложившиеся в
эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования
экономики переходного периода.
Но в экономике переходного периода роль
государственного регулирования более
значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.
В сформированной рыночной экономике
государство только поддерживает ауру
для развития экономики. В “переходной”
же государство регулирует процесс перехода
к рыночному хозяйству, стимулирует создание
инфраструктуры рынка, условий для его
нормального функционирования.
Функции
государства - это основные направления
его деятельности, посредством которых
реализуется назначение государства как
политической организации, добившейся
стабильности в обществе. Все функции
государства в экономике переходного
периода связаны со становлением и развитием
рыночных отношений. Можно выделить 2 группы
регулирующих функций государства:
функции по созданию
условий эффективной работы рынка;
функции по дополнению и корректировке
действия собственно рыночных регуляторов.
К 1 группе относится функция обеспечения
правовой базы и создания общих правовых
условий экономической деятельности субъектов
хозяйствования, а также функции стимулирования
и защиты конкуренции как главной движущей
силы в рыночной среде, создания и развития
рыночной инфраструктуры. Эти функции
присущи “переходной” и развитой рыночной
экономике. Но если в развитой рыночной
экономике обеспечение правовой базы
реализуется в основном путем контроля
за применением действующего хозяйственного
законодательства и внесения частичных
корректировок, то в “переходной” необходимо
заново создавать всю базу хозяйствования.
Правовая база экономики переходного
периода, не соответствует новой рыночной
модели. Правовая база рынка во многом
должна быть создана заново. Государству
принадлежит важная роль в стимулировании
и защите конкуренции. В связи с неразвитостью
конкуренции и высоким уровнем монополизации
рынка, реализация этой функции приобретает
особое значение. Там, где существует монополистическая
власть, механизм цен не может обеспечить
эффективное использование располагаемых
обществом ресурсов. Монополия нарушает
рыночную конкуренцию, делая ее в некоторых
случаях несостоятельной. Поэтому:
нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы
процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков
следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей
должны быть законы,
поощряющие конкуренцию и запрещающие
монополистические объединения и соглашения
относительно цен.
Формирование рыночной системы предполагает
обеспечение экономической и политической
стабильности. С одной стороны, это необходимо
для нарождающегося внутреннего бизнеса,
а с другой - для привлечения иностранного
капитала. Необходимость реализации государством
стабилизационной функции обусловлена
кризисным состоянием “переходной” экономики,
для которой характерны снижение экономической
активности и спад производства, высокий
уровень инфляции, тяжелое финансовое
положение предприятий и снижение инвестиционной
активности, безработица и падение уровня
жизни большей части населения. В таких
условиях резкое “сбрасывание” экономических
проблем на рыночные механизмы саморазвития
на основе рецептов монетаристской доктрины
еще более ухудшит рыночную ситуацию.
Государство должно играть существенную
роль в становлении рынка и его сегментов.
Государство формирует структуру рынка:
рынок товаров и услуг; финансовый рынок,
включающий в себя межбанковский рынок,
валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок
среднесрочных и долгосрочных банковских
кредитов; рынок труда. Государство активно
участвует в создании инфраструктуры
рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые,
фондовые), холдинги, корпорации, биржи
труда и др.
Ко
2 группе относятся функции регулирования
распределительных процессов и распределения
доходов, корректировки результатов рыночных
процессов, обеспечения экономической
стабильности и стимулирования экономического
роста.
Государство выполняет функции, регулирующие
макроэкономические пропорции, оказывающие
воздействие на экономику. На первый план
выходят экономические методы регулирования.
Решение макроэкономических задач: преодоление
кризисных явлений в экономике, спад производства,
сдерживание инфляции, проведение структурной
перестройки, решение проблем социальной
защиты граждан, может быть реализовано
только с помощью гибкого применения комплекса
инструментов фискальной и кредитно –
денежной политики. Целенаправленная
реализация государством функции экономической
стабилизации должна обеспечить равновесие
в сложившихся условиях и выход из кризиса.
Этого можно достичь на основе разработки
и реализации модели становления и развития
рыночной системы, построенной с учетом
сложившихся условий, внутренних и внешних
факторов экономического развития. Переход
к рыночной экономике сопровождается
резким увеличением дифференциации доходов
различных слоев населения. Этот процесс
происходит на фоне экономического спада
и высоких темпов инфляции, которые обостряют
проблему неравенства, вызывая снижение
жизненного уровня населения. Государство
вынуждено интенсивно участвовать в регулировании
распределительных процессов, происходящих
в “переходной” экономике. Цель государственного
вмешательства — сократить различия в
размерах доходов между отдельными субъектами
путём их перераспределения. Посредством
определенных финансово-бюджетных инструментов
(дополнительное налогообложение, субсидии)
государство получает возможность предотвращать
негативные и стимулировать позитивные
эффекты частной экономической деятельности.
В тех сферах, где рынок оказывается неспособным
обеспечить удовлетворение общественных
потребностей, государство берет на себя
эту функцию. Вмешательство государства
носит здесь вспомогательный характер
и гарантирует необходимое предложение
товаров, которые по некоторым причинам
не производятся рынком или производятся
недостаточно, например, услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет
посредством административных или экономических
методов. Административные (прямые)
методы регулирования ограничивают свободу
хозяйствования. Они преобладали в командной
экономике. Экономические методы
адекватны природе рынка. Они воздействуют
на конъюнктуру рынка и через нее косвенно
на производителей и потребителей товаров
и услуг.
Выводы
Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики займет довольно длительный период времени, в течение которого будет существовать экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.
Особенностями функционирования этой экономики являются:
s преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений новыми;
s неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы;
s интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.
В процессе трансформации
плановой экономики в рыночную
предстоит решить:
задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики;
задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально – ориентированной экономики.
Создание социально - ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это — американская или либеральная модель, японская модель, шведская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство. Непременным условием формирования рыночной экономики является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов, переход к преимущественно экономическим методам регулирования. Роль государства определяется теми функциями, которые оно выполняет.
В “переходной” экономике
регулировать процесс ее трансформации, создать общие правовые условия экономической деятельности субъектов хозяйствования, стимулировать и защищать конкуренцию;
регулировать распределительные
процессы и осуществлять перераспределение
доходов, корректировать результаты рыночных
процессов, обеспечивать экономическую
стабильность и стимулировать экономический
рост.
Литература:
1. Бузгалин А.В. Закономерности
и модели переходной экономики
// Вопросы экономики. 1995. №2.
2.Курс переходной экономики. Учебник для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. М., 1997.
3. Люсов А.Н. Модели рыночной экономики // Деньги и кредит. 1993. №1.
4. Теория переходной экономики. Т1. Микроэкономика: Учеб. Пособие / под ред. В.В. Герасименко. М., 1997.
5. Теория переходной экономики. Т2. Макроэкономика: Учеб. Пособие / под ред. Е.В. Кросниковой. М., 1998.
6.
Экономика переходного периода:
7. Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 2002.
8. Экономическая теория: Практикум / под
ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьёва. Мн., 2001.
Информация о работе Экономика переходного периода, особенности её функционирования