Для
крупных и средних потребителей
выгодно создание дочерних снабженческих
фирм, так как такие организации
в отличие от собственных отделов
снабжения способны осуществлять
комплексное снабжение. Как показала
практика, целесообразно создавать
снабженческие фирмы, обслуживающие
сразу несколько производителей.
В этом случае расширяются
возможности маневра ресурсами
путем взаимного обмена или
займа из имеющихся излишков
у других организаций. Кроме
того, в перечень товаров, которые
приходится предлагать для встречных
продаж или мены, включается ассортимент
товаров, изготавливаемых не одной,
а всеми фирмами-учредителями.
В
стране образовано немало объединений
в виде союзов и ассоциаций.
Важно полнее подчинять их
деятельность целям формирования
рынка. Закон объявляет такие
объединения некоммерческими организациями.
Поэтому их задачи должны носить
особый характер: изучение возможностей
сбыта товаров участниками объединения,
сбор информации о контрагентах, помощь
в проведении рекламных кампаний, организация
ярмарок и выставок и другие действия
в интересах участников объединения.
Совершенствованию
организации товародвижения, оптимизации
процесса доведения товаров до
потребителей содействует вступление
субъектов рынка в различные
неформальные сообщества. Речь идет
об образовании договорных или,
как их чаще называют, контрактных,
объединений. Такие формирования
в зарубежной литературе имеют
различные названия: связанные предприятия,
система компаний, товарищества
второй группы, интегрированные
структуры и др. Задачей их
деятельности является рационализация
процесса торговли путем создания
эффективной цепи бесперебойного
доведения товара от изготовителя
до потребителя. За рубежом
они получили огромное распространение
и оказывают мощное влияние
на торговый оборот.
Одним
из известных видов контрактных
объединений являются простые
товарищества, создаваемые путем
заключения договоров о совместной
деятельности. Необходимыми признаками
простого товарищества выступают:
заключение участниками договора
о создании такого товарищества
либо просто договора о совместной
деятельности; объединение имущества,
средств, профессиональных знаний,
деловых связей и обособление
этого имущества в качестве
общей долевой собственности;
учет общего имущества на отдельном
балансе одним из участников;
выдача участниками доверенности
лицу, на которое возложено ведение
общих дел.
Объединение
в простое товарищество способно
давать значительный экономический
эффект. Оно позволяет участникам
использовать объединенные денежные
средства, что предпочтительнее
получения кредита от банков.
Появляется возможность использовать
в общих целях складское хозяйство,
транспортные средства и иное
имущество отдельных партнеров.
Каналы сбыта и возможности
снабжения, имеющиеся у одного
из участников, могут использоваться
в интересах других участников.
Видом
контрактных объединений являются
консорциумы. Они образуются предпринимательскими
организациями для решения общих
хозяйственных задач: реконструкции
зданий, строительства складов, транспортных
узлов, систем связи, прокладки
дорог и др. ГК РФ не упоминает
о таких формированиях и их
приходится создавать в качестве
простых товариществ.
Находят
применение такие образования,
как финансово-промышленные группы.
В 2002 г. их было зарегистрировано
более 70, некоторые из них достаточно
известны. В Федеральном законе
от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных
группах" не получили необходимого
раскрытия и закрепления возможности
таких групп, что негативно
сказывается на их деятельности.
Названный Закон предусмотрел
необходимость государственной
регистрации финансово-промышленных
групп, придав им самостоятельный
правовой статус. Такое совершенно
не отвечает природе этих формирований,
которые являются классическими
контрактными объединениями.
Статьи
105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние
и зависимые общества, предусматривают
возможность создания неформальных
сообществ, построенных на участии
капиталов различных организаций
в уставных фондах друг друга.
Такое участие дает высокий
консолидирующий эффект. Подобные
интегрированные образования, называемые
холдингами, также являются видом
контрактных объединений. Статья
6 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
"Об акционерных обществах"
предусматривает заключение договоров
между основными и дочерними
обществами, в силу которых основные
общества вправе давать дочерним
обязательные указания относительно
их деятельности. Аналогичный порядок
применяется также в обществах
с ограниченной ответственностью.
В
отношении холдингов имеется
Временное положение о холдинговых
компаниях, утвержденное указом
Президента РФ от 16.11.92 N 1392, которое,
несмотря на вносившиеся изменения,
носит в основном ограничительный
характер. Вместо содействия развитию
хозяйственной кооперации Временное
положение фактически сдерживает
ее.
В
торговле достаточно широко распространены
контрактные оптово-розничные объединения.
Во главе их обычно стоит
крупная оптовая фирма, которая
закупает товары у производителя
по льготной цене, а затем распределяет
их по магазинам, входящим в
объединение. Для укрепления связей
оптовик оказывает розничным организациям
различные услуги в виде предоставления
товарных кредитов, скидок с цены, централизованного
обеспечения рекламными материалами.
Розничная организация, получая долю выгоды
за счет крупных сделок оптовика, заинтересована
в приобретении и продаже в первую очередь
его товаров.
За
рубежом распространены и другие
виды контрактных объединений.
Договоры заключают производственные,
транспортные, торговые и иные
фирмы. Такие договоры обычно
оформляются на несколько лет.
Заключаемые их участниками договоры
ведут к появлению на рынке
"неформальных субъектов". Хотя
создаваемые сообщества и не
обладают организационной целостностью,
поскольку не являются юридическими
лицами, обязательность договоров
и риск ответственности сплачивают
его участников ничуть не слабее,
чем слияние в единое юридическое
лицо.
Контрактные
объединения - чрезвычайно значимое
явление. Во всем мире они
служат важными звеньями структуры
рынка. Они должны активно внедряться
и в российскую хозяйственную
практику.
3. Особого
внимания требуют специальные
субъекты, действующие в сфере
торгового оборота в качестве
организаторов товарного рынка.
Развитие таких субъектов - обязательное
условие формирования структуры
товарного рынка. Между тем
в их деятельности наблюдаются
значительные сложности.
Так,
серьезнейшие проблемы имеются
в правовом регулировании товарных
бирж. Их организация и деятельность
в настоящее время регламентируется
законом РФ от 20.02.92 N 2383-1 "О товарных
биржах и биржевой торговле"
и рядом других актов. Закон
детально определяет порядок
биржевых торгов, копируя зарубежные
правила. Однако из-за серьезных
просчетов в построении и организации
деятельности российские товарные
биржи являются таковыми лишь
по названию.
Достаточно
сравнить их основные характеристики.
Указанные
различия показывают принципиальную
противоположность зарубежных и
отечественных бирж. По своей
сущности российские "биржи"
являются организациями мелкопартионной
торговли различными товарами.
Российские
биржи в принципе не способны
осуществлять биржевые торги
по стандартным контрактам, поскольку
каждый продаваемый товар по
виду, количеству и стоимости
несопоставим с другим и требует
индивидуальной выработки условий
контракта. По причине разнородности
и невзаимозаменяемости поступающих
на торги товаров биржи не
могут перейти на фьючерсную
и опционную торговлю. Полностью
исключено страхование (хеджирование)
контрактов и ликвидация их
через расчетную палату фирмы.
Главная
функция биржи - формирование
общественно обоснованных цен
на товары в рыночных условиях.
Биржа служит механизмом выявления
соотношения спроса и предложения,
определения общественно необходимых
цен на основные сырьевые ресурсы
и отсюда - на огромное количество
производных и зависимых товаров.
В
стране наблюдаются серьезные
проблемы с ценообразованием
на зерно, нефтепродукты, ряд
других ресурсов. Диктат и сговоры
монополистов позволяют обрушивать
закупочные цены на зерно, понуждая
производителей продавать его
почти по себестоимости, а с
другой стороны, - постоянно наращивать
цены на горючее и химикаты
для тех же сельхозпроизводителей.
Отсюда
возникает стратегическая задача
создания нескольких подлинных
бирж, организующих торговлю массовыми
сырьевыми товарами: лесом, металлом,
зерном, углем и др.
В
процессе лицензирования бирж
должна быть обеспечена их
строгая специализация на торговле
определенным видом сырьевых
ресурсов. Следует проверять соответствие
принимаемых биржами правил проведения
торгов требованиям закона, чтобы
исключить превращение бирж в
магазины оптовой торговли. Для
каждой биржи требуется создание
разветвленной сети брокерских
организаций, позволяющих вовлечь
в биржевые торги максимально
широкий круг производителей, потребителей
и торговцев соответствующими
ресурсами. Без правовой поддержки
и стимулирующих мер со стороны
государства едва ли удастся
создать в России биржи как инструменты
рыночного формирования цен на соответствующие
сырьевые товары, а следовательно, и построить
нормальные рыночные отношения.
Серьезные
правовые и организационные меры
требуются для налаживания такого
механизма организации товарного
рынка, как оптовые ярмарки.
Во всех развитых странах они
используются как эффективное
средство налаживания договорно-хозяйственных
связей между изготовителями, потребителями
и посредниками.
Постановлением
Правительства РФ от 12.04.2000 N 328 "О
Комиссии Правительства Российской
Федерации по выставочно-ярмарочной
деятельности"*была создана в
качестве координирующего органа
Комиссия Правительства РФ. Основными
задачами Комиссии названы координация
действий заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти
и организаций в данной области;
разработка предложений о развитии
выставочно-ярмарочной деятельности;
содействие осуществлению принципов
международной выставочно-ярмарочной
деятельности.
Образование
названной Комиссии оказалось
явно недостаточной мерой. Так,
не была выработана общегосударственная
концепция развития выставочно-ярмарочной
деятельности. Не налажено составление
координированных планов проведения
ярмарок, позволяющих обеспечить
согласованность этих мероприятий.
В государственном бюджете не
предусматривается выделение средств
для участия российских предпринимателей
(кроме оборонных отраслей) в важнейших
международных ярмарках. Следовало
бы предусмотреть регулярное
проведение в России нескольких
международных ярмарок для содействия
продвижению отечественных товаров
на зарубежные рынки.
Один
из основных просчетов состоит
в том, что до настоящего
времени отсутствуют нормативные
правовые акты, регулирующие деятельность
оптовых ярмарок и выставок.
Оптовые
продовольственные рынки призваны
выполнять важные задачи организации
оптовой продажи продукции, производимой
сельскохозяйственными организациями
и фермерами, для магазинов,
точек питания и других крупных
потребителей. Кроме отличия по
предмету, а это только сельскохозяйственная
продукция, рынки отличаются от
оптовых ярмарок тем, что работают
постоянно, круглогодично.
В
Федеральной программе стабилизации
и развития агропромышленного
производства в Российской Федерации
на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15.04.96 N 471, признано
необходимым создание оптовых
продовольственных рынков. Отдельные
правовые вопросы деятельности
оптовых продовольственных рынков
определяются Положением о межведомственной
комиссии по регулированию продовольственного
рынка, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 14.04.99 N 427. Вместе
с тем полноценная правовая
основа организации и деятельности
оптовых продовольственных рынков
отсутствует. Этим в немалой
степени обусловливается их крайне
слабое развитие в России.