Опыт
стран Европейского союза, США,
Японии свидетельствует о том,
что оптовые продовольственные
рынки способствуют активизации
обращения товаров, более полному
удовлетворению запросов населения,
сдерживают рост цен на продукты
питания. Создание оптовых продовольственных
рынков - это необходимый этап
структурной перестройки каналов
продвижения значительной части
сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее их развитие за
рубежом идет по пути специализации
оптовых рынков на продаже
определенных видов товаров. Одновременно
происходит установление прямых
связей по поставкам продовольствия
в супермаркеты и другим крупным
потребителям. Сами оптовые рынки
обрастают хранилищами, холодильниками,
транспортным хозяйством и становятся
в существенной степени центрами
распределения продукции по заказам
покупателей.
Важным
сектором товарного рынка является
осуществление поставок для государственных
нужд. Порядок поставок регулируется
ст. 525-534 ГК РФ, Федеральным законом
от 13.12.92 N 60-ФЗ "О поставках продукции
для федеральных государственных
нужд" и рядом других законов.
Кодексом и законами предусмотрено
заключение контрактов на приобретение
ресурсов для выполнения государственных
программ. Программы различаются
по уровням: федеральные и региональные.
Они разнообразны по направлениям:
удовлетворение нужд обороны, закладка
в госрезерв, обеспечение здравоохранения,
просвещения и иные цели.
Указом
Президента РФ от 07.08.92 N 826 "О
мерах по формированию федеральной
контрактной системы" предусмотрено
создание федеральной контрактной
системы. Эта задача была возложена
на федеральную корпорацию "Росконтракт".
Кроме того, постановлением Правительства
РФ от 26.09.97 N 1224 при Министерстве
сельского хозяйства и продовольствия
РФ было создано Федеральное
агентство по регулированию продовольственного
рынка.
К
сожалению, названные органы не
обеспечили решение своей главной
задачи - формирование в стране
контрактной системы поставок. Целостная,
координированно работающая система
поставок для госнужд в стране
отсутствует.
Соответствующую
организационную работу приходится
осуществлять непосредственно государственным
заказчикам, производящим закупки
товаров для обеспечения публичных
нужд.
На
товарных рынках действуют и
иные субъекты, способствующие организации
оптовой торговли товарами. В
качестве таковых следует рассматривать,
например, организаторов коммерческих
торгов. Организаторы коммерческих
торгов, обычно проводимых в форме
конкурсов и реже - аукционов,
осуществляют деятельность по
содействию реализации имущества,
принадлежащего определенному лицу,
либо по отбору более предпочтительного
поставщика (покупателя) соответствующих
товаров. Организаторами торгов
обычно выступают специализированные
организации, располагающие необходимыми
помещениями и подготовленным
персоналом.
Можно
утверждать, что примитивное состояние
структуры нашего товарного рынка
во многом предопределяется недостатками
правового регулирования. Не созданы
условия для надлежащей деятельности
товарных бирж, вообще не определены
статус и задачи оптовых ярмарок,
выставок товаров, оптовых продовольственных
рынков и других организаторов
торгового оборота.
Формирование
структуры рынка во многом
зависит от усилий региональных
органов исполнительной власти.
В соответствии с законодательством
до 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы
были обязаны содействовать развитию
торговых связей на своей территории;
обеспечивать работу региональных
ярмарок; развивать оптовую и
фирменную торговлю; обеспечивать
заключение торговых соглашений
с другими республиками и областями
о взаимном снабжении товарами
и др. Эти задачи в той или
иной степени выполнялись.
С
изменением законодательства эти
требования были упразднены, вообще
исчезли правовые ориентиры для
действий региональных органов
по развитию товарного рынка.
Между тем без правовой и
организационной помощи государства
сами по себе современные рыночные
отношения возникнуть не могут.
Мировой экономический опыт и
15-летний российский опыт однозначно
свидетельствуют о вздорности
суждений о рынке как о саморегулируемой
системе, о "невидимой руке
рынка", якобы самой устраняющей
все несоответствия и затруднения
в хозяйственной деятельности.
4. Наряду
со структурными преобразованиями
необходимо создание инфраструктуры
товарного рынка. Инфраструктура
переводится как то, что находится
ниже, под структурой. Применительно
к коммерческой сфере инфраструктура
- это совокупность организаций,
обеспечивающих нормальную деятельность
изготовителей, торговых посредников
и потребителей в процессе
товарообращения. От уровня развития
инфраструктуры во многом зависит
дальнейшее совершенствование товародвижения
в стране, становление национального
товарного рынка.
Государство
уделяет определенное внимание
развитию рыночной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ
от 15.06.98 N 593 одобрена Комплексная
программа развития инфраструктуры
товарных рынков в Российской
Федерации на 1998-2005 гг. В числе
других мер названная Комплексная
программа предусматривает разработку
нормативных правовых актов по
совершенствованию организации
оптовой торговли, разработку методических
документов по снабженческо-сбытовой
и торговой деятельности и
др.
Внутри
инфраструктуры принято выделять
несколько подсистем. Одна из
них - подсистема складского хозяйства
- в России пока неразвита: отсутствуют
в необходимом количестве специализированные
склады, оборудованные для хранения
продовольственных и промышленных
товаров. Лишь третья часть
оптовых торговых и посреднических
организаций располагает складскими
помещениями, что резко ограничивает
возможности совершения товарных
операций.
Важная
роль отводится транспортной
подсистеме, обслуживающей продвижение
товаров от изготовителей до
потребителей. С ней непосредственно
связаны организации, осуществляющие
транспортно-экспедиционную деятельность.
Особенности взаимоотношений по
оказанию транспортно-экспедиционных
услуг определяются Федеральным
законом от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной
деятельности".
В
качестве самостоятельной выделяется
подсистема тароупаковочной индустрии,
значительно влияющая на конкурентоспособность
товаров.
Одна
из первоочередных проблем - создание
подсистемы информационного обеспечения
об изготовителях товаров, их
производственных возможностях, о
наличии запасов товаров, об
имеющихся запросах покупателей,
ценах на товары и др. Следует
учитывать масштабность данной
работы, ведь информация должна
касаться 25-30 млн. наименований изделий
и быть доступной нескольким
миллионам пользователей.
Перед
российским бизнесом стоит задача
создать во всех регионах звенья,
занимающиеся сбором, обработкой
и передачей данных о ресурсах
и спросе. По всей территории
страны должны быть созданы
информационно-коммерческие центры
и бюро, ведущие такую работу,
налажен взаимный обмен информацией,
связи между ними и клиентами.
Предоставление необходимой информации
клиентам может осуществляться
на постоянной договорной основе
либо по разовым заказам.
Службы
коммерческой информации могли
бы создаваться при торгово-промышленных
палатах, которые сейчас имеются
в каждом регионе. Наряду с
телекоммуникационной сетью важно
развивать информационные печатные
издания. В издаваемых бюллетенях
должна даваться конкретная информация
для изготовителей, оптовиков
и потребителей, причем рассылаться
она должна адресно. Подобные
издания должны опираться на
помощь государственных органов,
торговых представительств за
рубежом.
На
Западе такая работа ведется
весьма широко и разнообразно.
Так, в печати освещается деятельность
транснациональных дилерско-дистрибьюторских
сетей. Сети создают на местах
свои агентства; согласно публикациям,
в них работает до 200 тыс. человек.
Агентства заключают с организациями
договоры на информационное, консультационное
обслуживание, предоставление сведений
о спросе на товар или о
наличии товара, о финансовой
надежности контрагентов. В них
действует порядок, когда за
привлечение каждого клиента
агент получает проценты с
вносимого клиентом вступительного
взноса. Сети демонстрируют высокий
эффект своей работы. По публикуемым
данным, лишь за счет получения
доступа к коммерческой информации
мелкие и средние фирмы в
течение полугода оказываются
в состоянии в 10-15 раз увеличить
объемы торговых операций.
Анализ
законодательства о структуре
рынка свидетельствует о серьезных
просчетах в ее правовом регулировании.
Многие важные вопросы пока
не получают решения. Отставание
законодательной базы, недостаточность
государственной поддержки сдерживают
развитие товарного рынка в
России.
Задание 2.
Договоры, регулирующие
торговый оборот.
Ответ:
1. Сущность
договора.
Важнейшим
(наряду с законодательством) средством
правового регулирования торговой
деятельности является договор.
Договор
представляет собой соглашение двух
или нескольких лиц об установлении,
изменении или прекращении гражданских
прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
К
договорам применяются правила
о двух- и многосторонних сделках,
предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Однако
это законодательное положение
не означает тождества договора и
сделки. Сделка может представлять
собой единичное одностороннее
действие лица, направленное на установление,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей. В отличие
от этого договор всегда состоит
из группы юридических действий и
предполагает наличие двух или большего
числа договаривающихся лиц.
Договор
не может пониматься как простая
совокупность взаимосвязанных сделок,
совершаемых несколькими лицами.
Комплекс сделок нескольких лиц становится
договором, лишь если он содержит в
себе момент соглашения. Однако в таком
значении уже нельзя говорить о сделках,
поскольку соглашение представляет
собой качественно иное явление,
нежели совокупность сделок.
Договор,
как и сделка, служит источником
возникновения прав и обязанностей
(ст. 8 ГК РФ). Взаимные права и обязанности
двух или большего числа лиц образуют
содержание правоотношения. Однако роль
договора в качестве основания возникновения
правоотношений неизмеримо выше, чем
у отдельных сделок. Подавляющее
большинство обязательств в гражданском
праве возникает исключительно
из договоров, только из договоров возникают
обязательства торгового оборота.
Приравнивание договора к сделке
или правоотношению ведет к игнорированию
всего содержательного богатства
договоров, к отказу от использования
возможностей договора в правовом регулировании
торгового предпринимательства
и иных сфер деятельности.
При
выделении коммерческого права
в самостоятельную подотрасль цивилистики
возникает необходимость разграничения
гражданских и торговых договоров,
а также классификации договоров,
относимых собственно к торговому
обороту.
2. Классификация
договоров коммерческого права.
Договорами
коммерческого права признаются
прежде всего те, которые оформляют
отношения по возмездной реализации
товара для предпринимательских
и хозяйственных нужд. Они образуют
ядро торгового оборота. Данную группу
договоров можно условно назвать
реализационными договорами.
К
числу реализационных относятся
договоры поставки, оптовой купли-продажи,
контрактации сельскохозяйственной продукции,
закупок для государственных
нужд. Сюда же следует отнести и
такой договор, предусмотренный
ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит. Он
включен в главу о кредитовании,
хотя фактически это продажа с
условием оплаты стоимости товара в
будущем. К реализационным примыкает
договор мены товаров, связанной
с предпринимательской деятельностью.
Участниками
таких договоров могут быть лишь
организации и индивидуальные предприниматели,
но не граждане (физические лица).
Вторую
самостоятельную группу составляют
посреднические договоры. По классификации
ГК РФ они в основном являются договорами
на возмездное оказание услуг. В сфере
торговли содержанием таких договоров
служит совершение лицом действий по
поводу товара в интересах какого-либо
участника торгового оборота. К
данной группе относятся прежде всего
договоры комиссии, в том числе
внешнеторговой комиссии (консигнации),
поручения, коммерческой концессии (франшизы).