Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:36, реферат
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Введение ………………………………………………………………………
Юридические свойства Конституции…………………………
Конституция - основной закон государства…………………………
Юридическое верховенство…………………………………………
База текущего законодательства………………………………………
Особый порядок принятия и изменения……………………………
Заключение…………………………………………………………
Федеральная, государственная бюджетная образовательное учреждение высшего, проффесионального образования"Нижегородская сельскохозяйственная академия" |
Реферат на тему : |
Юридические свойства конституции РФ |
Нижний Новгород 2011 |
Выполнила : Волкова Ю.А.
Проверила :
Ковальчук О.С.
Содержание
Заключение……………………………………………………
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Вне
всякого сомнения, конституция –
явление демократического порядка,
поскольку устанавливает
Конституция,
выполняя роль «главного регулятора»,
осуществляет обобщенную регламентацию
наиболее массовых и социально значимых
общественных отношений. Ее положения
в значительной мере политизированы,
ибо регулирование
В самом
общем виде конституцию можно
определить как основной закон государства,
выражающий волю и интересы народа
в целом либо отдельных социальных
слоев (групп) общества и закрепляющий
в их интересах важнейшие начала
общественного строя и
В этом
определении сразу можно
При
написании работы были использованы
нормативно-правовые акты по выбранной
тематике и труды таких ученых,
как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А. Кравец
и т.д.
Глава 1. Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства конституции - это признаки ее как основного закона государства.
1.1. Конституция - основной закон государства
Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.2 Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства.
В нашей стране Конституция - это один акт. В науке конституционного права основной закон, представленный одним актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого единого акта, а имеющим конституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, Великобритания).
Важно
и то, что очень часто текст
конституции провозглашается
официально роль таких актов обозначена как дополнения к конституции, конечно, их в совокупности с нею можно рассматривать как единую "писаную конституцию". Тем более есть основания так сказать в случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм конституции, перестающих действовать.Если же конституционными законами считать акты, изданные по кругу вопросов, указанных в конституции, или развивающие ее положения, - так, считают некоторые авторы3 - это еще никак не означает, что появляются акты, равные конституции, даже если в ней самой часть таких актов поименована "конституционными законами".
Поскольку
Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела
категорию федеральных
Во-первых, Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она предусматривает ограниченный круг вопросов, по которым должны появиться эти акты. Поскольку перечень не является открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:
1) о
порядке разрешения вопросов, связанных
с принятием в РФ нового
субъекта РФ, образованием в ее
составе нового субъекта, изменением
конституционно-правового
2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
3) об
образовании в составе РФ
4) об
изменении конституционно-
5) о
государственных флаге, гербе
и гимне РФ, их описании и
порядке официального
6) о референдуме РФ (п. "в" ст. 84);
7) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
8) о
чрезвычайном положении (ст. 88; ч.
2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится
о том, что в условиях
9) об
Уполномоченном по правам
10) о
порядке деятельности
11) о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);
12) о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
14) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
15) об
отдельных частях судебной
16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
С учетом перечня можно видеть следующий повод для введения категории "федеральных конституционных законов" в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, а требованием квалифицированного большинства для принятия таких актов обеспечить более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее. Однако вряд ли можно сказать о том, что ФКЗ задуманы для того, чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую "большую Конституцию". Текст самой Конституции в качестве высшей ценности возвышается над всей системой писаного права, включая и федеральные конституционные законы.
В научном
обороте используется понятие "конституционное
законодательство". Возникает вопросы:
имеет ли оно право на существование,
в каком смысле может использоваться,
какое соотношение различных
актов и конституции должно предполагать?
Если понятие "конституционное
Также возникает вопрос: не считать ли равными конституции или ее частью законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, об исключении из нее каких-либо положений, о провозглашении конституции. Представляется, что нет оснований считать частью единого текста конституции законы, что-то в нее включающие или что-то из конституции исключающие. Они выполнили свою служебную роль и тем самым исчерпали себя.
Что касается
деклараций или законов о провозглашении
конституций, введении их в действие,
у них свое назначение, ставящее
акты, безусловно, на уровень самой
конституции. Однако считать ли такие
декларации, законы частью текста конституции
- зависит от того, что было конкретно
решено на этот счет при принятии конституции.
Например, принятая 30 декабря 1922 г. Декларация
об образовании Союза ССР была
с некоторыми коррективами включена
в Конституцию СССР 1924 г. 7 октября
1977 г. были приняты не только Конституция
СССР, но также и Декларация Верховного
Совета СССР о принятии и объявлении
этой Конституции, Закон о порядке
введения в действие Конституции
СССР. Однако эти документы не объявлены
частью данной Конституции. В Конституции
РФ 1993 г. есть раздел второй "Заключительные
и переходные положения", как раз и определяющий
порядок
ее введения
в действие. Это также подтверждает
вывод о том, что одно дело - научная
оценка норм как конституционно-правовых,
другое дело - их официальное существование
в рамках отдельного акта либо как
части конституционного текста.
1.2.
Юридическое верховенство
Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.
Здесь
следует отметить то, что в Конституции
РФ (также и в других нормативных
актах) намечены основные характеристики
источников права в РФ; в ней
"нашли закрепление
И.А. Кравец
рассматривает два аспекта
«Формальный аспект
высшей юридической силы означает,
что предусмотренные
Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в