Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:36, реферат
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Введение ………………………………………………………………………
Юридические свойства Конституции…………………………
Конституция - основной закон государства…………………………
Юридическое верховенство…………………………………………
База текущего законодательства………………………………………
Особый порядок принятия и изменения……………………………
Заключение…………………………………………………………
непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям».5
Акты, конечно,
могут развивать положения
Юридическое
верховенство конституций обычно подчеркивается
в них самих. Так, согласно ч. 1 ст.
15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации".
1.3.
База текущего
законодательства
К числу
юридических свойств
"Выступая
в качестве юридической базы
для развития всех отраслей
российского права,
Наряду
с этим конституции часто
- прямо
указывает виды федеральных
- использует
указание на то, что определенные
общественные отношения
- говорит
о необходимости
- Конституция
РФ зачастую содержит такие
формулировки статей, что из текста
очевидна обязательность
Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
"Таким
образом, проблема соотношения
конституции и текущего
1.4.
Особый порядок
принятия и изменения
Конституцию
характеризует и такое
"против"
нового основного закона, как
правило, интересуется все-
Особый
порядок принятия конституций может
состоять и в специальной организации
массового (всенародного) обсуждения ее
проекта. В отечественной
Наконец,
особый порядок принятия может выражаться
о вынесении проекта
Особый порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.
В том
случае, если закон об изменениях и
дополнениях конституции
и изменения.
Относительно
принятия прежде всего важно то,
что проходит оно в обстановке
гласности и повышенного
Особый
вариант специальных требований
- сделать так, чтобы, как говорится,
отпало само желание изменять конституцию
и тем самым обеспечивалась бы
ее стабильность. Пример этому - процедура
изменения действующей
Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).
Вторая
часть - это поправки к главам 3-8 Конституции
(т.е. к ее остальному тексту). В соответствии
со ст. 136 они принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона. (Напомним, что
по ст. 108 Конституции для принятия
такого закона требуется не простое,
а квалифицированное
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.10 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".11
Третья
часть - это изменения ст. 65 Конституции
РФ, касающиеся состава субъектов
РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся
на основании федерального конституционного
закона о принятии в РФ и образовании
в ее составе нового субъекта РФ,
об изменении конституционно-
Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный
Суд РФ в постановлении от 28 ноября
1995 г.12 по делу о толковании ч. 2 ст.
137 Конституции определил, что изменения
наименования субъекта включаются в текст
ст. 65 указом Президента РФ на основании
решения субъекта РФ, принятого в установленном
им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях,
говорится в постановлении. Президент
использует полномочия, предусмотренные
ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано,
что Президент использует согласительные
процедуры для разрешения разногласий
между органами государственной власти
РФ и субъектов РФ, а также между такими
органами субъектов. В случае недостижения
согласованного решения Президент может
передать разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда. Думается, поскольку
речь идет об изменении Конституции РФ,
это будет КС РФ.
Подводя итог, следует отметить следующие основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
Юридическими признаками конституции являются:
1. Высшая
юридическая сила: все нормативные
правовые акты не должны