Классификация форм реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в комплексном теоретическом изучении реализации норм права.
Задачи:
- изучить понятие и характерные особенности реализации права;
- рассмотреть классификацию форм реализации права;
- определить общие вопросы классификации форм реализации права;
- изучить непосредственные формы реализации права;
- исследовать применение права как особую форму реализации права.

Содержание

Введение
1Понятие и характерные особенности реализации права
2 Классификация форм реализации права
2.1 Общие вопросы классификации форм реализации права
2.2 Использование права, исполнение права, соблюдение права – непосредственные формы реализации права
2.3 Применение права как особая форма реализации права
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Вторая форма - так называемая административная или властная. В этом случае властный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении (отношение по поводу назначения пенсии), либо своим властным, авторитарным решением устанавливает право либо обязанность конкретного лица (установление факта отцовства). Такая форма реализации права называется применением права.

Реализация правовых норм в различных формах обуславливается рядом обстоятельств:

1.                  Разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом

2.                  Различием средств воздействия права на поведение людей

3.                  Спецификой содержания норм права

4.                  Положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям

5.                  Формой внешнего проявления правомерного поведения 

Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:

а) реализацию общих установлений содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.[9]

По субъекту реализации права можно выделить две формы:

а) индивидуальная;

б) коллективная.

По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права.

В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различает добровольное и принудительное осуществление права.

Характер действий субъектов, степень их ак­тивности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации:

Соблюдение права - это форма реализации права, заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В дан­ном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права.

Исполнение права - это форма реализации права, которая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юридических обязанностей.

Использование права - это форма реализации права, которая означает осуществление субъектами своих прав. В отличие от исполнения права, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реали­зации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия.

Применение права - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями.[10] 

Итак, существует довольно большое количество оснований для классификации форм реализации права. Однако, в юридической литературе основными формами принято считать использование, исполнение, соблюдение и применение. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.

 

 

2.2 Использование права, исполнение права, соблюдение права – непосредственные формы реализации права

 

Как было отмечено ранее, существуют три основные формы реализации норм права. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Использование права осуществляется в трех формах:

- беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.).

- совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также - в соответствии с компетенцией - субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.).

- осуществление участником правоотношения его возможностей, т.е. определенного (правовой нормой или договором) поведения; его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; в случае необходимости - обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.[11]

Существует разница в использовании права субъектами частного и публичного права. Для граждан и других участников отношения гражданского общества субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в соответствии со своими желаниями и интересами. Никто не может быть принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъектами публичного права) состоит в том, что для достижения поставленной перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права, нередко именуемые - "правомочия" (правообязанности). Границей использования субъективного права являются права других лиц: «Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ).[12] Отсюда не следует, что свое право нельзя использовать, если этим правомерно причиняется ущерб, урон интересам других лиц.

Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другими участниками правоотношения.

Особенностью исполнения должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности - перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.

Соблюдение права нередко определяется как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий. Понимание реализации права как «ненарушение запретов», «несовершение преступлений и проступков» порождает ряд сомнений. Действие запретов своеобразно. Они реализуются через правоотношения только в случаях их (запретов) нарушения, когда к правонарушителю применяется санкция. Запреты регулируют поведение людей и общественные отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, которым гражданам и их объединениям «разрешено все, что не запрещено».[13] Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное поведение. Важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных действий или волевых усилий; большая часть членов общества соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Предположение, что нормальный человек, не убив и не украв, реализовал тем самым правовую норму, не согласуется с социальным действием запретов. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые способны или стремятся совершать запрещенные действия. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть законному наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы.


 

 

 

 

2.3 Применение права как особая форма реализации права

 

Применение права – это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.[14] Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.[15]

Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт:

1.                  По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет субъекты, которые наделяются властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не уменьшает роли граждан в правоприменительной деятельности. Зачастую по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).[16]

Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать ее, это, прежде всего, властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.[17]

2.                  Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. – такова задача субъектов правоприменения»[18].

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.[19]

3.                  Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

4.                  Применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

5.                  Применение права – это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.)

6.                  Применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.[20]

Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. А именно:

- когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);

Информация о работе Классификация форм реализации права