Коллизионное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Отрасль коллизионного права является особенной в теории государства и права. Несмотря на то, что явление коллизии рассматривалось еще древнеримскими юристами, универсального способа преодоления юридических противоречий не существует. Поэтому их изучение, правильное понимание и применение очень важно для современного юриста.

Работа состоит из  1 файл

курсач1.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами.

Эти коллизии разрешаются в пользу  Конституции, так как в соответствии со ст. 15 Конституции  именно Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В ч.3 ст.76 установлено «Федеральные законы не могут противоречить Федеральным конституционным законам».[27] Конституция - основной закон любого государства, в нем заложены основы государственного и общественного строя, системы власти и права, поэтому Конституция обладает неоспоримым, абсолютным приоритетом.

4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами. Здесь приоритет имеют общефедеральные законы. Об этом говорится в ст. 76 Конституции РФ.

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеральным договором, а также между двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между договорами самих субъектов. Такие коллизии разрешаются на основе Конституции РФ, а именно разд. 2, ч.1, абз.4: «В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации».

6. Коллизии между национальным и международным правом. Эти противоречия разрешаются на основе положений Конституции.[28] В ч.4 ст..15 говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Здесь признаются общепризнанные принципы и нормы частью правовой системы России, но их места в иерархии элементов не определяются. На практике это означает, что правоприменительные органы не обязаны отдавать предпочтение общепризнанным принципам и нормам международного права перед принципами и нормами внутреннего права.[29]

Попытка нормативного уточнения места общепризнанных норм и принципов в правовой системе представляется не совсем удачной. В ч. 3 ст. 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1997. N 1. ст. 1) говорится: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу". Однако Закон не устанавливает иерархии и очередности применения названных нормативных актов.[30] Конституционный Суд в Определении от 3 июля 1997 г. по запросу Московского областного суда пришел к выводу согласно которому в случае противоречия какой-либо нормы общепризнанным принципам и нормам международного права при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов.[31]

В приведенном выше Определении Конституционный Суд пришел к выводу о том, международный договор обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не только по отношению к закону.

Важное значение для определения места международных договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Закона о международных договорах[32], согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или после пересмотра ее положений. Этим гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.

Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет действия российского закона. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения. Несоответствие норм закона и международного закона не ведет к автоматической отмене или неприменимости закона. Правила договора применяются и приоритетны только тогда, когда речь идет о правоотношениях с партнерами по договору.

Применительно к вопросам Арбитражного процесса, наиболее подробно условия применения международных договоров регламентируются Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 11 июня 1999 г. (Вестник ВАС РФ. 1999, N 8).

Таким образом, ч.4 ст.15 Конституции является правовой основой для применения норм международного права российскими правоприменительными органами в пределах их компетенции.

Норма о взаимодействии международного и российского права помещена в раздел конституционных принципов, поэтому она может быть отменена или изменена в усложненном порядке, таком как  изменение глав 1, 2 и 9 Конституции РФ по ст.135 Конституции РФ.

7. Коллизии компетенции. Выражаются в том, что определенные государственные органы, должностные лица, иные субъекты, обладающие властными полномочиями, реализуют их не полностью, или наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя других субъектов[33].Особенность этих коллизий заключается в их возникновении. Они могут порождаться не противоречащими друг другу правовыми нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм. Данные коллизии могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами. Также это может быть деформация статуса или внеправовое образование государственного или общественного органа, организации, должностного лица.[34]

8. Расхождения между актами толкования. Своеобразие этого типа коллизий в том, что интерпретирующий орган в нарушение норм закона дает либо ограничительное, либо распространительное толкование тех или иных норм. К примеру, постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П по делу о толковании положений ч.4 ст.111 Конституции РФ. По мнению судей Конституционного Суда РФ Н. Витрука и В.Лучина в нем было дано расширительное толкование положения Конституции о том, что Президент РФ вправе трижды выдвигать на одобрение Государственной Думой РФ одну и ту же кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ,[35] тогда как в самой конституции сказано: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы»[36]. Здесь говорится о трех разных кандидатах, так как используется множественное число – «представленных кандидатур».

Итак, были перечислены наиболее основные и общие виды юридических коллизий. Ю.А.Тихомиров приводит более конкретные виды юридических коллизий[37]:

1)     неправомерность издания тех или иных законов и подзаконных актов, неадекватность оценки их соотношения между собой и в особенности с Конституцией;

2)     деформация статуса государственного или общественного образования, органа, организации, должностного лица;

3)     произвольное соотношение прав и обязанностей участников коллизионного разбирательства;

4)     неправомерные юридические действия (бездействие) участников спора;

5)     неправомерные юридические факты;

6)     субъективная оценка достоверности юридических документов;

7)     препятствие осуществлению компетенции того или иного субъекта, вмешательство в компетенцию;

8)     внеправовое образование институтов, органов, организаций;

9)     неисполнение правовых решений;

10) противоречия между нормами внутригосударственного и международного права.

 

3. Способы предотвращения и разрешения юридических коллизий.

3.1 Механизм предотвращения юридических коллизий.

В процессе общественного и государственного развития возникают множество юридических противоречий, ослабляющих правовой порядок, поэтому необходимо, чтобы все субъекты права знали о появлении юридических коллизий как неотъемлемого элемента их деятельности, связанной с реализацией собственного статуса. Зная причины появления коллизий, представляется возможным устранить их легальными средствами до возникновения проблем с законом.

Предотвращение юридических коллизий в сфере частного права прямопропорционально высокой правовой культуре граждан и предпринимателей: знание своих прав и обязанностей, умение их защитить,  способность грамотно составить юридические документы.  Основой их самореализации служат нормы гражданского, семейного, жилищного, трудового кодексов и других законов. Должностные лица и государственные органы призваны этому помогать, не допуская бездействия и волокиты.

В сфере публичного права механизм устранения коллизий более сложный.

Прежде всего, это положения,  изложенные в ст.76 Конституции РФ, предотвращающие появление коллизий компетенции по предметам ведения РФ и ее субъектов: все Федеральные конституционные законы и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч.1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и непротиворечащие им законы и другие нормативные акты субъектов РФ (ч.2), «в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон»[38]. Вне пределов ведения Федерации и совместного ведения РФ и субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, в том числе и издание нормативно-правовых актов (ч.4).  Если возникнут противоречия в соответствии с этим пунктом статьи, приоритет имеет акт субъекта Федерации, об этом свидетельствует ч.6 ст.76 Конституции РФ.

Важным условием предотвращения коллизий можно назвать «компетенционное правило», согласно которому государственной власти РФ и ее субъектов обязаны действовать строго в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законодательством. Запрещается игнорировать общегосударственные интересы и интересы субъектов Федерации, признаваемые законодательством, и нарушать компетенцию органов государственной власти, которые призваны выражать эти интересы.[39]

Так, коллизионные нормы имеются в ряде конституций и уставов субъектов Федерации. Например, в Уставе Тамбовской области есть глава 33 «Разрешение споров между областной думой и администрацией области».[40]

              В законодательных актах, как правило, содержатся нормы о порядке разрешения споров. Например, в Налоговом кодексе есть раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц»[41]. В Бюджетном кодексе часть четвертая посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства[42]. В Законе г. Москвы «О Правительстве г. Москвы» есть ст. 38 «Урегулирование разногласий между Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации»[43].

Публичным юридическим коллизиям посвящены специальные нормы конституций иностранных государств. Конституция Австрии в п.6 ст.15 закрепляет принцип «перехода компетенции» в случае неиздания землей конктретизирующего закона в соответствии с федеральным. В конституции Бельгии есть раздел III «о предупреждении и урегулировании конфликтов интересов» на уровне федерации. В Конституции ФРГ имеются статьи о судебной защите прав граждан, о праве на сопротивление попыткам устранить конституционный строй, о преимуществе федерального права перед правом земель (ст.31), о праве Федерального Правительства давать землям обязательные указания по выполнению федеральных законов (п.5 ст.84).

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов обязаны согласовывать свои действия в соответствии со ст.72 Конституции РФ и положениями основных законов ее субъектов. Согласованные действия органов государственной власти означают информирование, получение согласия, отсутствие возражений, совместные программы, координацию мероприятий.

В целях предотвращения юридических коллизий, органы государственной власти содействуют политическим партиям и другим общественным и религиозным объединениям в поиске взаимоприемлемых решений, в разъяснении населению причин коллизионной ситуации. Так же обязательно содействие СМИ в получении сведений о причинах, содержании, участниках коллизионных и других конфликтных ситуациях, информировать население о проводимых мероприятиях.

В целях своевременного обнаружения противоречий во внутрифедеральных отношениях органы государственной власти обязаны в пределах своих полномочий собирать и анализировать информацию:

а)   О разногласиях различных государственных органов и должностных лиц по вопросам их компетенции;

б)   О влиянии и противоборстве интересов социальных групп, партий и их лидеров;

в)   О несогласованных действиях государственных органов;

г)   О фактах принятия решений с превышением полномочий, вмешательства в компетенцию других органов;

д)   О воспрепятствовании деятельности государственных органов;

е)   О конфликтах политического, экономического и социального характера[44].

Информация о работе Коллизионное право