Коллизионное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Отрасль коллизионного права является особенной в теории государства и права. Несмотря на то, что явление коллизии рассматривалось еще древнеримскими юристами, универсального способа преодоления юридических противоречий не существует. Поэтому их изучение, правильное понимание и применение очень важно для современного юриста.

Работа состоит из  1 файл

курсач1.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

В случае возникновения разногласий и споров органы государственной власти обязаны не только проанализировать сложившуюся коллизионную ситуацию, но и определить ее причины, а так же возможные варианты ее развития. Они вправе обратиться к соответствующим органам в связи с нарушениям законности, хотя и от органов государственной власти зависит выработка мер воздействия для смягчения противоречий во внутрифедеральных и иных отношениях и поиск компромиссов.

Так же к действенным превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

1.      анализ эффективности нормативных правовых актов, что способствует установлению коллизий в законодательстве;

2.      предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, позволяющее предотвратить коллизии в праве.

Развитие общественной жизни настолько динамично и противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других средств, механизмов предотвращения и выявления коллизий законодательства.

 

3.2 Процедуры разрешения юридических коллизий.

Различные правовые взгляды и противоречивые действия Конфликты, возникающие в политической, экономической, социальной и международной сферах, содержат в себе различные правовые взгляды и  противоречивые действия. В связи с этим, необходимо ввести их в правовое русло, что позволяет использовать законные процедуры и находить более правильные решения. С точки зрения назначения и порядка использования такие процедуры можно условно разделить на две большие группы – согласительные и судебные процедуры. Первые применяются для преодоления разногласий, вторые для рассмотрения и разрешения споров сторон.

Рассмотрим сначала согласительные процедуры. Согласительная процедура есть предусмотренный правовым актом порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. Применяются следующие виды согласительных процедур.

1. Паритетные комиссии вправе создавать органы государственной власти для рассмотрения и преодоления юридических коллизий. Порядок работы и принятие решений такими комиссиями закрепляется в протоколе, подписанном сторонами, или в двустороннем договоре (соглашении) между участвовавшими органами государственной власти.

2. Процедуры рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. В соответствии со ст.128 Регламента Государственной Думы,  последняя вправе принять участие в создании по инициативе СФ либо по собственной инициативе согласительной комиссии на паритетных началах из числа депутатов и членов СФ. Статьи 129-132 регламентируют порядок работы такой комиссии, а в статьях 133-135 установлена процедура создания и деятельности специальных комиссий для преодоления разногласий с Президентом РФ по федеральному закону[45].

3. Третейское разбирательство. В сфере арбитражного судопроизводства возможность передачи споров на разрешение третейского суда предусмотрена ст. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ[46]. По соглашению сторон возникший или могущий возникший спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

              Третейство (или посредничество) широко применяется в конфликтных ситуациях в иностранных государствах. Гибкости, неформальности действий посредников, помогающих найти решения, не препятствуют типовые правила рассмотрения коммерческих споров[47].

              В случае публично-правовых разногласий органы государственной власти Российской Федерации могут проводить третейское разбирательство. Соответствующим государственным органам предлагается один или несколько арбитров, которым доверяется рассмотрение спорных вопросов. В качестве арбитров могут выступать представители органов государственной власти, не участвующие в конфликтной ситуации. В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, Правительство РФ вправе в пределах своих полномочий образовать согласительную комиссию[48]. В распоряжении о создании согласительной комиссии указываются ее цель и состав из представителей спорящих сторон и заинтересованных организаций, права комиссии на получение соответствующей информации, порядок принятия согласительной комиссией решений и внесения выработанных ею предложений для рассмотрения Правительством РФ или другими органами исполнительной власти.

Другая разновидность согласительных комиссий – использование Президентом РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, в соответствии со ст.85 Конституции РФ. Президент применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон и оформляет своё решение в форме распоряжения. Согласительные процедуры реализуются в виде поручения провести переговоры с участием заинтересованных сторон, либо путем создания согласительной комиссии из представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти соответствующего субъекта. По завершении работы согласительная комиссия предоставляет Президенту РФ свои предложения. Президенту может быть предложено провести дополнительное мероприятие совместно с конфликтующими сторонами. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

Федеральные органы исполнительной власти так же вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов, в соответствии со ст.72 Конституции РФ.

Важное значение имеют судебные процедуры разрешения споров. Так, Конституционный Суд РФ согласно п. 1 «б», 1 «в», 2 «б», 2 «в» ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» вправе:

а)  Разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам ведения ее органов государственной власти и совместного ведения органов государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

б)  Разрешать споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.[49] рассматривает экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации, а также дела о признании недействительными нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ.

Суды общей юрисдикции на основе Гражданско-процессуального кодекса РФ разрешают дела о защите законных прав и интересов граждан.

Также, существуют особые процедуры согласования в конфликтных ситуациях. В соответствии с законодательством и с согласия Совета Федерации Правительство Российской Федерации вправе решать вопрос об использовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных специальных подразделений для преодоления открытого нарушения Конституции и федеральных законов, массовых беспорядков и нарушений прав граждан. Это должно способствовать восстановлению конституционных институтов государственной власти.

Другой режим означает право Правительства Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ или по собственному усмотрению создавать временные органы исполнительной власти, территориальные управления федеральных органов исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Такие меры могут потребоваться для обеспечения в условиях конфликтных ситуаций управления системами жизнеобеспечения населения и нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Кроме того, Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти принимают меры по восстановлению конституционных органов власти и управления, местного самоуправления, режима законности в зоне конфликта, организуют совместно с представителями государственных структур и общественных организаций на территории соответствующего субъекта Федерации соответствующую подготовку и проведение выборов, разработку и принятие законов и иных правовых актов для упрочнения статуса субъекта федерации.

Юридические коллизии возникают и в межгосударственных отношениях, и между субъектами права иностранных государств. Мирные средства признаются единственным правомерным средством разрешения споров между государствами. Их перечень установлен в ст. 33 Устава ООН. Действуют Международный суд ООН, Европейский суд, Суд по правам человека Совета Европы. Российская Конституция признает приоритет действия международных договоров в случае противоречия им норм внутреннего закона страны (ст. 15 Конституции РФ).

Резюмируя сказанное, отметим, что разрешение юридической коллизии и конфликта обычно сопровождается решениями четырех видов:

а)  Устранение нарушений законности и привлечение виновных к различным видам ответственности;

б)  Восстановление прежнего юридического состояния и статуса субъектов права;

в)  Изменение юридических режимов, структур и т.п.;

г)  Установление нового юридического состояния и статуса субъектов права.

 

 

Заключение.

Незяп….поможешь?



[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник М., Юристъ 2007.

[2] См. Указ. соч..

[3] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Теория государства и права. Учебник. М. Изд-во Эксмо, 2005.

[4] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М.: 2001. – С. 61.

[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М. 2004.

[6] Международное частное право. – М.: 2001, С. 32-33.

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М. 2004. стр.373.

[8] Конституция Российской Федерации (с изменениями). М.: 2004. Инфра – М. Ст. 111.

[9] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузовМ., Юристъ 2001.

[10] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. 2005;

Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права, Саратов 1987.

[11] Алексеев С.С. Теория права. М. 1995.

[12] А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Теория государства и права, учебник, гл.13 М. Эксмо, 2005.

[13] Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право, 1994 №1; Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, М.1994.

[14] Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, М.1994.

[15] А.Н.Головистикова, Ю.А.Дмитриев. Теория государства и права. Учебник. Гл.13 М. Эксмо2005

[16]. Матузов Н.И. общая теория государства и права. Академический курс под ред. Марченко М.Н., т2, гл 26, М. Норма 2007

[17]Матузов Н.И. общая теория государства и права. Академический курс под ред. Марченко М.Н., т2, гл 26, М. Норма 2007

[18] Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник. М. Юристъ, 2004.

[19] Власенко Н.А. выступление на научно-методическом семинаре, посвященном юридической технике / /  Государство и право 2000 №12.

[20] Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник. М. Юристъ, 2004.

[21] А.Н.Головистикова, Ю.А.Дмитриев. Теория государства и права. Учебник. Гл.13 М. Эксмо2005

[22] Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник. М. Юристъ, 2004.

[23] Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник. М. Юристъ, 2004

[24] Матузов Н.И. общая теория государства и права. Академический курс под ред. Марченко М.Н., т2, гл 26, М. Норма 2007.

[25] Конституция РФ, ст.120, "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

[26] Гражданский кодекс РФ, ст.3 ч.5,

[27] Конституция РФ, ст.76, ч.3. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

[28] Матузов Н.И. общая теория государства и права. Академический курс под ред. Марченко М.Н., т2, гл 26, М. Норма 2007.

[29] Комментарий к Конституции РФ под общей ред. Лазарева Л.В., ООО "Новая правовая культура", 2007.

[30] Комментарий к Конституции РФ под общей ред. Лазарева Л.В., ООО "Новая правовая культура", 2007.

[31] Вестник Конституционного суда РФ, 1997 №5, с.33.

[32] Закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г.

[33] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М.: 2000. – С.272-279.

[34] Тихомиров Ю.А. Теория государства и права / под ред.Бабаева В.К.  М.1999, с 469-471.

[35] Российская газета, 29 декабря 1998г.

[36] Конституция РФ, ч.4 ст.111. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

[37] Тихомиров Ю.А.  теория государства и права под ред. Бабаева В.К., гл26

[38] Конституция РФ, ст.76.ч.5 "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

[39] Тихомиров Ю.А. гл.26 «Коллизии в праве», Теория государства и права под ред.Бабаева В.К., Юристъ 2004.

[40] Устав(основной закон) Тамбовской области.

[41] «Собрание законодательств» РФ 03.08.1998 №31 ст.3824.

[42] «Российская газета» 12.08.1998. №153-154, вводится в действие с 01.01.2000.

[43] потом.

[44] Тихомиров Ю.А. гл.26 «Коллизии в праве», Теория государства и права под ред.Бабаева В.К., Юристъ 2004.

[45] СЗ РФ от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801

[46] «Российская газета» от 27 июля 2002г. №137.

[47] Носырева Е.И. Посредничество в урегулировании правовых споров. Опыт США // Государство и право. 1997. № 5.

[48] Ст.44 ФКЗ «О Правительстве РФ» СЗ РФ от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712

[49] СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1599.


Информация о работе Коллизионное право