Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:05, реферат
Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.
Введение
Коммунизм как идеология
Социал-демократизм и коммунизм
История развития коммунистических идей
Первые коммунистические секты
Заключение
Список литературы
Минский Институт Управления
Кафедра теории и истории государства и права
Управляемая
самостоятельная работа по дисциплине:
«Основы идеологии белорусского
государства»
Тема: «Коммунизм»
Выполнила студентка
2 курса группы 100001с
Белова
Анастасия
Минск 2011
План:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.
Идеологическая панорама XXI века складывается из сосуществования, взаимодействия и противоборства идеологий либерализма, консерватизма, коммунизма, тенденций деидеологизации, глобализма и антиглобализма и др. Т.е. в объединении подходов трактования основных направлений существования и развития общества и государства.
Формирующаяся идеология белорусского государства не может не соприкасаться с содержанием указанных выше или каких-либо других современных типов идеологии. Иначе говоря, она может включать в свое содержание те или иные элементы современных типов идеологии или, наоборот, ориентировать на их неприятие, критическую оценку, а также переосмысление, упрощение и т.д.
Идеология
белорусского государства является
формой самопознания уникального и
неповторимого опыта
Изучение
современных типов идеологии
связано к тому же с необходимостью
лучше уяснить составные части
и принципы идеологии в их различиях
и универсальности. Остановимся, чтобы
подробнее раскрыть суть коммунизма.
Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.
Научность
коммунистической идеологии тесно
связана с её революционной партийностью.
В противоположность идеологии
буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский
характер под маской объективизма,
коммунизм открыто
Определение коммунизма может быть сведено
к тезису «Коммунистического Манифеста»
Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут
социально-экономический принцип: «Коммунисты
могут выразить свою теорию одним положением:
уничтожение частной собственности».
Следовательно, существует сходство капитализма
и коммунизма как своеобразной «монополистической
формы капитализма», по выражению Шафаревича.
Но известно, что эта «схожесть» ложная,
принимая во внимание другие, не экономические
аспекты коммунизма.
В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно— «строящее коммунизм» находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Статья Малого философского словаря приводит такое положение: социализм— «этап на пути к коммунизму». Или коммунизм—итог социалистического развития; в данном случае подобные отличия не принципиальны. Для социалистического государства характерно стремление распространить социализм на другие страны, что не имеет экономической основы и, скорее всего, вредно политически. Ненависть социалистических государств к религии никак не может быть объяснена политическими или экономическими причинами. Приведенные особенности социалистического государства указывают не на экономическую, а на идеологическую природу коммунизма. Коммунизм и есть идеология, что предопределено всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева, это учение об экономическом материализме, с одной стороны, и о «грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики» — с другой. Если в капиталистическом обществе человек целиком детерминирован экономикой, то «в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства». Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.
Представители
коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма
как закономерный результат развития
общества, действия объективных исторических
законов и практической революционной
деятельности людей, как высшую общественную
формацию, неизбежно и естественно-
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.
Социал-демократическая
концепция политической демократии
основывается на принципах равенства
и свободы. В ней признается существование
различных форм демократии при соблюдении
таких основополагающих критериев
политической демократии, как свободные
выборы, политический плюрализм, возможность
смены правительства мирными
парламентскими средствами, гарантия
прав личности и меньшинства, существование
независимой судебной системы, основанной
на верховенстве закона. В социальной
сфере эти принципы предполагали
доступность образования и
Неудачи
советского эксперимента по строительству
коммунизма в одной отдельно взятой
стране существенно подрывали устои
марксизма-ленинизма (основоположники
коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс,
В.Ленин (Ульянов) и международного
коммунистического движения. В этих
условиях возникла новая версия марксизма
– неомарксизм – как стремление
усовершенствовать марксизм на основе
учета новых социальных и политических
реалий. Главным в большинстве
вариантов неомарксизма было стремление
отмежеваться от дискредитировавших себя
установок на революционные преобразования
(что являлось одним из ключевых
направлений изменения и
К
концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма
не выдержали конкуренции с
Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:
Поскольку общей
собственностью становятся средства производства,
постольку слово «коммунизм»
и тут применимо, если не забывать,
что это не полный коммунизм.
Социалистическое направление политической
мысли возникло как утопия, обоснование
идеала общества, организованного на принципах
коллективной собственности. Именно на
этот идеал ориентировались ранние идеологи
социализма – Роберт Оуэн и Шарль Фурье.
Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом
и Фридрихом Энгельсом.
Основные
направления социалистической
идеологии:
Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.
Другие
направления: ранний социализм (утопический),
сталинский социализм, маоизм (китайская
модель), титоизм (югославская модель),
социализм с «человеческим лицом», различные
варианты национальных социализмов.
Основные
принципы социалистических
идеологий
Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.