Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:05, реферат
Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.
Введение
Коммунизм как идеология
Социал-демократизм и коммунизм
История развития коммунистических идей
Первые коммунистические секты
Заключение
Список литературы
Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
- диалектический материализм;
- теорию общественных формаций;
- обоснование
экономических законов
- теорию классов и классовой борьбы;
- теорию пролетарской
революции и перехода к
Социал-демократизм
возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего
движения, вставшего на путь марксизма.
В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии,
Франции, России и др. странах. Основателями
социал-демократической идеологии считаются
лидеры западноевропейского социал-демократического
движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы
пересмотрели важнейшие марксистские
установки, не отвечавшие, с их точки зрения,
новым условиям борьбы пролетариата за
свои права. Они также учли печальный опыт
большевиков, которые для того, чтобы удержаться
у власти, отказались и от демократии,
и от социализма.
Отличительные черты социал-демократизма:
Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.
Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.
Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.
Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.
Принципы социал-демократизма:
В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий.
В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.
В XX
в. социализм как идеология
Две эти идеологии тесно связаны исторически, теоретически и практически, поэтому мы рассматриваем их вместе. В работах Маркса и Энгельса термины коммунизм и социализм являются синонимами. Они используются по очереди и между ними не делается различия. Так это и сохранялось в практике всех марксистских групп и сект вплоть до 1917 года. Марксистские политические партии, которые относились к Коммунистическому манифесту, как к непременному евангелию своей веры, называли себя партиями социалистическими. Наиболее влиятельная и многочисленная из этих партий -- Германская -- приняла имя Социал-демократической партии. В Италии, во Франции и во всех других странах, где марксистские партии уже играли некую политическую роль до 1917 года, термин социалистический был взаимозаменим с термином коммунистический.
Коммунизм происходит
от common, что значит общий. Никакой
частной собственности. Все общее. Каждому
- по потребностям, от каждого - по способностям.
Все люди добрые, умные (сознательные).
Государство отмерло. Но, чтобы добиться
этого - надо пройти через социализм.
На ранних ступенях
развития первобытный коммунизм
на основе общности имущества был
единственной формой человеческого
общества. Первобытнообщинный строй
охватывал время от появления
самых первых людей до возникновения
классового общества, что по археологической
периодизации совпадает в основном
с каменным веком. Для первобытнообщинного
строя характерно, что все члены
общества находились в одинаковом отношении
к средствам производства, и соответственно
единым для всех был способ получения
доли общественного продукта, с чем
и было связано употребление для
его обозначения термина «
Коммунистические
воззрения при своём зарождении
опирались на требование социального
равенства на основе общности имущества.
Одними из первых формулировок коммунизма
в средневековой Европе были попытки
модернизации христианской теологии и
политики в форме философии бедности.
В XIII—XIV веках её разработали и
пытались применить на практике представители
радикального крыла францисканцев.
Они одинаково противостояли
мистической или монашеской аскезе
и абсолютизации частной
Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.
Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.
В начале XIX века
А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты
обогатили представление о
Научный коммунизм
как теоретическое выражение
пролетарского движения, направленного
на уничтожение капитализма и создание коммунистического
общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда
классовая борьба между пролетариатом и буржуази
Опираясь на
материалистическое понимание истории
и на теорию прибавочной стоимости,
вскрывшую тайну
До сих пор еще пользуется кредитом тот взгляд, что своеобразный коммунизм, «коммунизм равенства», как называл его Энгельс, характеризующий анти-церковные движения и учения конца средних веков, является чистым и прямым выводом из евангелия. На самом деле евангелие и другие литературные памятники первоначального христианства служили лишь для подтверждения, но не для основания общественной оппозиции против католико-феодализма. Это доказывает тот факт, что первые ереси этого рода возникают в южной Франции и в северной Италии, где развитие торговли и городской промышленности создало сплоченное и деятельное городское население — купечество и ремесленный пролетариат. Это население было жизненно заинтересовано в освобождении от тяжелой опеки римского престола и в возврате к древнему христианству искало свой путь к спасению.
Первой заслуживающей внимания с нашей точки зрения ересью было учение Петра де-Брюи, относящееся к первой половине XII века. Как он, так и его последователи, среди которых называют имя пьемонтца Генриха, проповедывавшего в Лозанне, Бургони и других местах, восставали против таинства крещения, высмеивали учение о пресуществлении, отвергали всякий культ божества в храмах, священство и т. д. В своем иконоборстве они доходили до требования уничтожения распятий. У петробрусианцев или просто брусианцев, как их называли, имелись уже начатки библейской критики. Они были сторонниками рациональной религии, т.-е. религии, покоящейся не на слепой вере, но на знании. Эта поразительно далеко идущая для своего времени секта не могла не подвергнуться жестоким преследованиям: она, как характеризовали ее современники, выедала самые внутренности Рима, разрушала всю его торгашескую деятельность. Петр был сожжен живым в 1125 г., а Генрих был в 1148 году заключен в тюрьму, где и умер.
Их последователи нашли себе прибежаще в долинах Пьемонта, где еще с IX века существовали группы свободных христиан, отрицавших языческие стороны католицизма, вроде поклонения иконам, и усилились там. Они, надо думать, и положили основание движению вальденсов, т.-е. «долинных людей».
Около 1175 г. богатый лионский купец Петр Вальдо (Вальдус), заимствовавший, вероятно, у вальденсов свои идеи и свое имя {Название вальденсов ошибочно выводили из его имени. Известно, что за 40 лет до его проповеди существовало полемическое сочинение против учения «долинных людей» (contra valdenses).}, роздал свое имущество бедным и стал проповедывать добровольную бедность и жизнь по заветам христа. Он перевел на провансальское наречие некоторые части евангелия и уже одним этим должен был вызвать гнев римской церкви, которая имела все основания видеть покушение на свою власть в распространении евангелия среди простых людей и оттого запрещала чтение его мирянам. «Тайны религии, писал один из пап, не должны быть доступны всякому, но тем только, которые могут их понимать так, чтобы вера их не потерпела от этого. Умам простым нужно, как детям, одно лишь, молоко, а более твердую пищу следует оставить только людям, которые могут ею пользоваться». А Вальдо именно твердую пищу и предподносил народу и достиг такого успеха, что посещаемость католических церквей скоро заметно упала и доходы их понизились. «Униженные» или «лионские бедняки», как называли себя его последователи, вербовались, преимущественно, среди ремесленников — ткачей и сапожников, составлявших значительную часть лионского населения. Отлученные от церкви и проклятые на Латеранском соборе (1179), изгнанные из Лиона (1184), они переселяются во Фландрию и Пикардию, где имеют огромный успех; затем под именем пикардов мы встречаем их в Германии и в Чехии. Это движение обладало большой устойчивостью, оно обросло даже церковной организацией и было в своем роде реформой церкви до Реформации. В течение ряда последующих столетий вальденсы подвергаются самым свирепым преследованиям. Инквизиция сотнями сжигала их на кострах, против них мобилизовались разбойничьи рыцарские банды, огнем и мечем истреблявшие целые селения, не щадя ни пола, ни возраста. В конце XV века их целыми отрядами загоняли в горные пещеры, где удушали дымом. И даже в XVII веке при Людовике XIV и по его повелению ирландские наемники поголовно истребляли население целых долин.
Учение
вальденсов не было результатом творческой
мысли отдельного человека. Хотя оно
и составилось из элементов учений
Петра де-Брюи, Генриха, Петра Вальдо
и других ересиархов, основное в
нем носит характер продукта массового
религиозно-общественного