Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:10, реферат
Цель данной работы объяснить необходимость полномочий Президента Российской Федерации, как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий которые определены ему по Конституции.
Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства.
Введение 2
I. Президент Российской Федерации
1.1. Понятие главы государства 4
1.2. Основные функции Президент Российской Федерации 4
П. Компетенция Президент Российской Федерации 8
2.1. Президент и Правительство 9
2.2. Отношение с субъектами РФ 10
2.3. Президент и Федеральное Собрание 11
2.4. Президент и судебная власть 11
2.5. Военные полномочия 14
2.6. Государственный совет РФ 15
2.7. Совет безопасности РФ 16
2.8. Полномочия в сфере внешней политики 18
111. Иные полномочия президента
3.1. Чрезвычайное положение 19
3.2. Гражданство и награды 19
Заключение 21
Библиография 23
2
2.2Отношения с субъектами РФ.
Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции.
Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает "в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации".
Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. При определенных условиях Президент вправе отрешать от должности высшее должностное лицо, добиваться через Федеральное Собрание роспуска законодательного собрания субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске органа местного самоуправления.
2
2.3.Президент и Федеральное Собрание.
Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.
От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение
принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе
принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и
процедур его принятия или одобрения.
Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право
распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства,
при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев и при отказе Думы в доверии Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
1) в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия
соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного
или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
2.4. Президент и судебная власть.
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов
Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако
он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только
Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения
Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней
представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.
2
2.5. Военные полномочия.
В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту
отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает
под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой
момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны
или угрозы агрессии.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в от дельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.
На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в
миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав
и численность воинского контингента.
В Федеральном законе "Об обороне" (в редакции от 30 декабря 1999 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений военной политики РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного
2
комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др3.
л Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. Учебник для вузов: МОСКВА, ЮРИСТЪ, 2000 с.256.
2
2.6. Государственный совет Российской Федерации.
Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Председателем Государственного совета является Президент РФ. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов совета. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.
Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.
2
2.7. Совет Безопасности Российской Федерации.
Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О безопасности" (в редакции от 24 декабря 1993 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от 15 ноября 1999 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации4.
В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, директор ФСБ, министры обороны и иностранных дел. Членами Совета являются Руководитель Администрации, председатели палат Федерального Собрания, полномочные представители в федеральных округах, директор Службы внешней разведки, Генеральный
прокурор, Генеральный директор ФАПСИ, министры МЧС, юстиции и МВД,
директор Федеральной пограничной службы, Президент Российской
академии наук.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ. Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения — протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания
4Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. - - с 300.
2
Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.
Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам предоставления правительственной и специальной связи, по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и др.).
2
2.8. Полномочия в сфере внешней политики.
Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
2
III. Иные полномочия Президента РФ
Кроме упомянутых выше, Президент РФ наделен также некоторыми иными полномочиями.
3.1. Чрезвычайное положение.
Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Однако Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом, предусмотренным Конституцией РФ. Чрезвычайное положение неоднократно вводилось Президентом РФ в определенных районах в связи с возникновением межнациональных конфликтов на основе действующего пока в определенной части: Закона о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г.
Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится до сведения населения не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.
3.2. Гражданство и награды.
К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.
Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.
2
Заключение
В ходе проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.