Концепция демографического развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 01:07, реферат

Описание

I. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
II. Цели и задачи демографического развития
IV. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

Работа состоит из  1 файл

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.docx

— 27.53 Кб (Скачать документ)

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 170), представляет собой систему взглядов, принципов  и приоритетов в сфере регулирования  демографических процессов.

Концепция должна служить ориентиром для органов  государственной власти, а также  для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

I. Современная демографическая  ситуация в Российской  Федерации

К началу 2001 года численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль  населения находится на стабильно  высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек  в год).

За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась  в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения  в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах  Российской Федерации, в число которых  входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной  части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.

В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году.

Снижение  уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры  рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения  поколений: в среднем на одну женщину  приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых  для простого воспроизводства населения.

В ряде регионов, расположенных в центральной  части России, суммарный коэффициент  рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Характер  рождаемости в Российской Федерации  определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

По сравнению  с 1990 годом количество зарегистрированных браков в 2000 году снизилось почти  на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных  браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

Причиной  депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В 2000 году рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Общая тенденция  динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств.

Состояние здоровья и уровень смертности населения  отражаются на показателях ожидаемой  продолжительности жизни населения  страны, которая в настоящее время  составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни  мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность  жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения  из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин.

Снижение  рождаемости и сокращение доли детей  в общей численности населения  ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше, чем детей на 1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей  и подростков составляет менее пятой  части населения.

Низкий уровень  здоровья населения репродуктивного  возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие  показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).

Негативные  явления в демографической и  социальной сфере во многом связаны  с ухудшением миграционной ситуации в стране.

В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность населения  Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из государств - участников Содружества  Независимых Государств, а также  из Латвии, Литвы и Эстонии привело  к тому, что в 1995 - 1999 годах миграционный прирост населения компенсировал  естественную убыль населения только на 45 процентов, а в 2000 году - менее  чем на четверть.

Вследствие  изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х годов  сокращалась численность населения  северных и восточных регионов России. За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5 процента населения.

Серьезной проблемой  с точки зрения национальных интересов  Российской Федерации является эмиграция  населения. Если до середины 80-х годов  численность выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие  годы удерживалась на этом уровне.

Анализ демографической  ситуации свидетельствует о наличии  в ряде регионов специфических проблем  народонаселения, требующих особого  подхода к их решению.

Так, общее  сокращение численности отдельных  этнических групп, особенно коренных малочисленных  народов, может привести к их полному  исчезновению. Из 30 малочисленных народов  Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя  продолжительность жизни на 10-15 лет  ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

В сельской местности  Центральной России уменьшается  численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста.

Сформировавшиеся  тенденции в области естественного  и миграционного движения населения  предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. По прогнозам Государственного комитета Российской Федерации по статистике, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек, или на 7,2 процента, и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.

Такое изменение  возрастной структуры населения  потребует большей эффективности  функционирования учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, соответствующих  мер по обязательному социальному  страхованию.

II. Цели и задачи  демографического  развития

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения  и формирование предпосылок к  последующему демографическому росту.

Задачами  демографического развития Российской Федерации являются;

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности  жизни

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и  укрепления семьи

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

в области миграции и расселения

  • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

III. Приоритеты демографического  развития в области  укрепления здоровья  и увеличения продолжительности  жизни населения

В области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

  • укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной  профилактической работы необходимы объединение  и координация действий органов  государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных  и благотворительных организаций  по пропаганде здорового образа жизни  и возрождению системы массового  санитарно-гигиенического просвещения  при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления  алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно  сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и  информационного воздействия. Эти  меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую  политику, ориентирующую население  на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи  алкогольных напитков и действенный  контроль за их рекламированием.

В целях улучшения  психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов  доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области  охраны и укрепления здоровья граждан  предусматривается совершенствование  организации и развитие государственных  и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской  помощи, включая использование высоких  медицинских технологий, в том  числе в рамках федеральных целевых  программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным  городским и сельским жителям, включая  применение дорогостоящих медицинских  технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских  учреждений, областных, краевых и  республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в  сельских местностях выездных поликлинических  бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных  районных, районных больниц, а также  больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Информация о работе Концепция демографического развития РФ