Органы управления
здравоохранением и органы социальной
защиты населения реализуют комплексные
меры по дальнейшему развитию психиатрической,
наркологической помощи населению,
а также по профилактике инфекционных
заболеваний, уделяя особое внимание детям
и подросткам.
Реализация
региональных программ профилактики и
раннего выявления онкологических
заболеваний создаст реальные предпосылки
для снижения количества осложнений
и смертности от злокачественных
новообразований.
Особого внимания
требуют соответствующие программы
обеспечения ранней диагностики
и качественного лечения нарушений
репродуктивного здоровья населения,
прежде всего подростков, развития
новых подходов к их гигиеническому
и нравственному воспитанию, подготовке
к семейной жизни.
Мероприятия,
направленные на обеспечение охраны
и улучшение условий труда, проведение
аттестации рабочих мест для выявления
и устранения воздействия на здоровье
работников неблагоприятных факторов,
осуществление сертификационных работ
по охране труда, а также на внедрение
принципов экономической заинтересованности
работодателей, предусматривающих
развитие страхования от производственного
травматизма, должны стать действенным
механизмом, обеспечивающим охрану и
укрепление здоровья населения. Законодательство
должно предусматривать ответственность
работодателей и других должностных лиц
за сокрытие информации о риске для здоровья
людей, работающих во вредных и тяжелых
условиях.
Обеспечение
доступности среды жизнедеятельности
для лиц с ограниченными возможностями
требует дальнейшего развития реабилитационной
индустрии, направленной на создание возможностей
для максимального использования
потенциала инвалидов.
В целях проведения
медико-социальной реабилитации отдельных
категорий населения необходимо
развитие новых форм медико-социального
обслуживания, в том числе развитие
сети домов ночного пребывания, в
которых предусматривается оказание
социально-психологической, юридической
помощи гражданам, находящимся в
трудной жизненной ситуации, не имеющим
места жительства и работы.
IV.
Приоритеты демографического
развития в области
стимулирования рождаемости
и укрепления семьи
В области стимулирования рождаемости
и укрепления семьи определены следующие
приоритеты:
- формирование
системы общественных и личностных ценностей,
ориентированных на семью с двумя детьми
и более;
- повышение
материального благосостояния, уровня
и качества жизни семьи;
- создание
социально-экономических условий, благоприятных
для рождения, содержания и воспитания
нескольких детей, включая условия для
самореализации молодежи, в том числе
получение общего и профессионального
образования, работа с достойной заработной
платой, а также возможность обеспечить
семью соответствующими жилищными условиями;
- обеспечение
работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих
сочетанию трудовой деятельности и выполнению
семейных обязанностей;
- повышение
воспитательного потенциала семьи;
- разработка
и реализация стратегии развития доступных
форм семейного обустройства детей-сирот,
в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение
условий для улучшения материального
положения семей предполагает разработку
и принятие мер по дальнейшей стабилизации
ситуации на рынке труда, повышение
уровня заработной платы.
В целях обеспечения
благоприятных условий для укрепления
семьи необходимо дальнейшее развитие
законодательства, регламентирующего
трудовые отношения, а также совершенствование
системы выплаты пособий гражданам,
имеющим детей, в том числе
повышение размеров пособий и
обеспечение их адресности. При этом
размеры пособий, а также налоговые вычеты
должны дифференцироваться с учетом материальных
условий семьи и ее социального положения.
Поддержка молодых
семей в регионах предполагает улучшение
их жилищных условий в случае рождения
ребенка, выделение безвозмездных
субсидий и использование механизма
льготного кредитования в зависимости
от числа детей в семье.
V.
Приоритеты демографического
развития в области
миграции и расселения
В области
миграции и расселения определены следующие
приоритеты:
- привлечение
иммигрантов в Российскую Федерацию, в
первую очередь из государств - участников
Содружества Независимых Государств,
а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
- создание
экономических условий для сокращения
эмиграционного оттока и сохранения научно-технического,
интеллектуального и творческого потенциала
Российской Федерации;
- проведение
комплекса правовых, организационных
и финансовых мер, направленных на легализацию
и адаптацию иммигрантов в Российской
Федерации;
- совершенствование
законодательства, касающегося защиты
прав вынужденных мигрантов и регулирования
миграционных процессов.
Необходимо
разработать новые подходы к
регулированию иммиграционных потоков,
способствующих замещению естественной
убыли населения Российской Федерации,
к стимулированию иммиграции в Российскую
Федерацию и общественно полезной
интеграции мигрантов с учетом их
возрастно-половых характеристик, уровня
здоровья, профессиональной квалификации.
Необходимо
также обеспечить сохранение численности
населения в важных в геополитическом
отношении регионах Российской Федерации,
в том числе путем привлечения
рабочей силы из других районов страны
на временной, ротационной основе, создания
условий для возвращения в
Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся
высококвалифицированными специалистами.
В целях регулирования
внутренней миграции должны быть разработаны
меры, направленные на повышение территориальной
мобильности рабочей силы. а также
механизмы поддержания жизнедеятельности
и экономического развития субъектов
Российской Федерации.
VI.
Информационное обеспечение
реализации Концепции
Реализация
Концепции предполагает использование
данных текущего учета населения, итогов
предстоящей переписи населения, выборочных
обследований и данных создаваемого
Государственного регистра населения
Российской Федерации. Важную роль в
реализации информационного обеспечения
демографического развития должны играть
средства массовой информации.
Регулярное
подробное освещение в средствах
массовой информации таких тем, как
здоровый образ жизни, активная гражданская
позиция, оптимистическое мировоззрение,
рациональные стереотипы поведения
населения в различных жизненных
ситуациях, а также повышение
общественного престижа устойчивой
семьи с несколькими детьми, ответственное
отношение к своему здоровью и
здоровью членов семьи - важнейшая составляющая
успешной реализации Концепции.
Необходимо
также развивать систему информирования
населения о возможных опасностях
для жизни и здоровья, связанных
с наиболее распространенными заболеваниями,
эпидемической обстановкой, стихийными
бедствиями и техногенными авариями,
появлением на рынке опасных для
здоровья товаров, а также о мерах
предупреждения вредных воздействий
на здоровье человека, в том числе
с использованием образовательных
программ.
Эта работа должна
постоянно и последовательно
проводиться средствами массовой информации,
федеральными и региональными информационными
структурами органов государственной
власти.
VII.
Механизм реализации
Концепции
Реализация
Концепции предполагает:
- объединение
усилий государства и общества, направленных
на выработку единых подходов к сохранению
и укреплению демографического потенциала
Российской Федерации;
- координацию
действий органов власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях,
направленных на улучшение демографической
ситуации в стране;
- разработку
и реализацию мероприятий, в том числе
федеральных и региональных целевых программ,
направленных на решение основных задач,
сформулированных в Концепции.