Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проанализировать понятийно-предметный аппарат конституционного права России;
исследовать понятия конституционного строя Российской Федерации и его основ;
изучить специфику закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации;
проанализировать политические основы конституционного строя Российского государства;
изучить экономические и социальные основы конституционного строя России;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИИ.
I.1. Понятийно-предметный аппарат
конституционного права Российского государства........................................5
I.2. Понятия конституционного строя
России и его основ...............................................................................................10
I.3. Закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации.............................................................................................................13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ........................................................................................16
II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.
II.1. Политические основы конституционного
строя Российской Федерации............................................................................19
II.2. Экономические и социальные основы
конституционного строя Российской Федерации.........................................35
II.3. Духовные основы конституционного
строя России.........................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
ЛИТЕРАТУРА
Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав Российской Федерации входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-
Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.
1. Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.
2. Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.
3. Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.
Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами[1].
Практика заключения двусторонних договоров по этим вопросам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов получила широкое распространение. Это новое явление в нашей внутригосударственной жизни.
Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами — важное условие эффективного функционирования российской государственности, глубокого взаимодействия федерации и составляющих ее частей. При этом важно избегать как чрезмерной централизации, так и безграничной децентрализации государственной власти. В едином государстве, каким является Российская Федерация, нельзя допускать положения, при котором ее субъекты берут столько суверенитета и полномочий, сколько они захотят, ибо в итоге это может привести к разрушению целостного государственного организма, т.е. субъекты РФ не обладают суверенитетом и не могут обладать им[23].
Конституция Российской Федерации закрепляет принципы российского федерализма. К ним относятся:
государственная целостность;
единство системы государственной власти;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Вопросы российского федерализма, закрепленные в основах конституционного строя, конкретизируются в гл. 3 Конституции Российской Федерации, посвященной федеративному устройству[1].
Демократическое государство. Политический режим — наиболее подвижная, динамичная часть формы государства, которая характеризует методы осуществления власти, в том числе государственной.
Хотя Конституция Российской Федерации не определяет конкретно вид государственного режима в нашей стране, однако анализ конституционных норм позволяет говорить о демократическом государственном режиме. Суть такого режима выражается:
в конституционном закреплении демократического, правового, социального характера государства;
в принципе разделения властей;
в выборности и периодической сменяемости органов государственной власти и органов местного самоуправления;
в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защиту — обязанностью государства;
в идеологическом и политическом многообразии;
в установлении верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как основы законности и правопорядка.
Конституция закрепляет основы народовластия, которое осуществляется в следующих основных формах:
непосредственной демократии, т.е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего, путем референдума и свободных выборов;
представительной демократии, т.е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), местном.
Референдум Российской Федерации — всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления[12].
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума. Референдумы проводятся в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. 2004 г.).
На референдум субъекта Российской Федерации не могут выноситься вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении федерации и ее субъектов, а на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на референдум субъекта федерации, местный референдум, не должны противоречить федеральному законодательству[8].
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены.
Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
На референдум не могут выноситься следующие вопросы:
об изменении статуса субъектов Российской Федерации;
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы, или досрочном формировании Совета Федерации, либо об отсрочке таких выборов;
о принятии и изменении федерального бюджета;
об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства;
о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, освобождении от их уплаты;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
о принятии амнистии и помилования[8].
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Проведение региональных и местных референдумов регулируется законами субъектов Российской Федерации.
Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы; выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации — депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, глав субъектов Российской Федерации; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления) [12].
Правовую основу выборов составляют федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также решением Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г.
Суверенитет России. Важнейшее свойство (состояние) Российского государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении, составляет его суверенитет. Носителем суверенитета является многонациональный народ России [1].
Согласно Конституции (ст.4) суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «Суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra – выше), означает то свойство власти, в силу которого оно является высшей, то есть ее верховенство.
Впервые суверенитет России был провозглашен в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Выражая волю народов России, Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация признавалась основой для разработки новой Конституции России и совершенствования республиканского законодательства[2].
В целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации и руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете, 31 октября 1990 года Верховный Совет принял Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Согласно закону ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории России, в пределах ее морской экономической зоны и континентального шельфа, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов России[4].
Положения Декларации и Закона нашли свое отражение в Конституции РФ.
Разделение властей. Конституционное закрепление принципа разделения властей — важная предпосылка эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную[1]. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления[21, 148].
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации [1].
Данная конституционная конструкция свидетельствует, что три ветви власти четко укладываются в триаду разделения властей. А именно: законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее, можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти, базирующейся на принципе разделения властей и взаимодействующей со всеми ветвями власти.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [1]. На основании ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).
Информация о работе Конституционно-правовая характеристика России