Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проанализировать понятийно-предметный аппарат конституционного права России;
исследовать понятия конституционного строя Российской Федерации и его основ;
изучить специфику закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации;
проанализировать политические основы конституционного строя Российского государства;
изучить экономические и социальные основы конституционного строя России;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИИ.
I.1. Понятийно-предметный аппарат
конституционного права Российского государства........................................5
I.2. Понятия конституционного строя
России и его основ...............................................................................................10
I.3. Закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации.............................................................................................................13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ........................................................................................16
II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.
II.1. Политические основы конституционного
строя Российской Федерации............................................................................19
II.2. Экономические и социальные основы
конституционного строя Российской Федерации.........................................35
II.3. Духовные основы конституционного
строя России.........................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
ЛИТЕРАТУРА
В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.
Разделение государственной власти между федеральным центром и субъектами Российской Федерации тесно связано с другим конституционным принципом — разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, закрепленным в ст. 5, 11 и конкретизированным в ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре и двусторонних договорах между Российской Федерацией и ее субъектами[1].
Последовательная реализация принципа разделения властей непосредственным образом связана с отделением государственной власти от органов местного самоуправления. Это отражено в конституционном положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Раскрывая принцип разделения властей, следует подчеркнуть, что он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.
Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации[1].
Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность; во-вторых, равенство общественных объединений перед законом; в-третьих, свободу деятельности общественных объединений; в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Создание многопартийной системы стало возможным в результате ликвидации монопольного воздействия Коммунистической партии на государственную власть. Многопартийность — реальность нашей жизни.
Об общественных объединениях как реальной политической силе свидетельствует сам факт участия 43 избирательных объединений и блоков в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г., 28 — в декабре 1999 г. Четыре партии представлены в Государственной Думе по итогам выборов в декабре 2003 г.
Право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации.
Правовой основой деятельности общественных объединений являются Конституция, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов. Среди федеральных законов необходимо назвать следующие: от 19 мая 1995 г. с изменениями и дополнениями от 19 июля 1998 г. «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др.
Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей[10]. Учредителями общественных объединений являются физические (не менее трех) и юридические лица.
В Федеральном законе устанавливаются следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политических партий) и общественное движение (для политических движений); даются особенности каждой из этих форм. По территориальной сфере деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Закрепляются основные принципы взаимоотношений государства и общественных объединений, главным из которых является их невмешательство в деятельность друг друга[10].
Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений, их права и обязанности, экономическую основу — собственность общественных объединений и управление их имуществом. Предусматриваются различные формы ответственности общественных объединений вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации.
Среди общественных объединений важное место занимают политические партии. Именно партии органически связаны с осуществлением государственной власти, они участвуют в формировании ее органов, выдвигают кандидатов в депутаты, ведут предвыборную агитацию, действуют в качестве фракций в Государственной Думе, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В других государственных органах, в Вооруженных Силах создание и деятельность организационных партийных ячеек не допускаются.
Правовой основой деятельности политических партий до принятия специального закона является Федеральный закон «Об общественных объединениях».
Местное самоуправление. Важный элемент демократизма Российского государства — функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.
О значимости местного самоуправления для развития российского общества свидетельствуют:
закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя»;
признание и гарантированность местного самоуправления Конституцией;
самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти [1].
Правовой основой организации и деятельности местного самоуправления служат Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты.
Местное самоуправление в Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, учитывающая интересы населения, его исторические и иные местные традиции[6].
Основные направления реформы местного самоуправления предусматривают решение задач по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Правовое государство. Закрепление в Конституции Российской Федерации положения о том, что Россия — правовое государство, следует рассматривать как цель, задачу, направленную на построение такого государства.
Правовое государство означает его подчинение праву. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т.е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации[1]. Однако этого мало. Для того, чтобы закон возглавлял иерархию нормативно-правовых актов, он должен отвечать определенным критериям. Во-первых, закон должен отражать складывающиеся общественные отношения адекватно, т.е. такими, какими они есть на самом деле. Во-вторых, такой закон должен выражать волю общества, граждан. Для выявления этой воли необходимо постоянно проводить социологические опросы, исследования и т.п. Наконец, в-третьих, закон должен отвечать критериям нравственности, быть справедливым[20].
Характерными чертами правового государства, помимо верховенства закона, служат:
наличие целостной системы законодательства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом;
внедрение в жизнь принципов социальной справедливости;
служение государственных органов всему обществу, а не его части;
обязательность опубликования всех законов.
Важным ориентиром для построения правового государства в России являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В качестве примера приведем Документ Копенгагенского Совещания Второй Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, принятый 35 странами в июне 1990 г., где, в частности, зафиксировано, что свободные выборы должны проводиться через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования и в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей, т.е. осуществление этих условий означает установление в основном демократического государства, ибо правовое государство может существовать только в условиях подлинной демократии, подлинного народовластия[3].
Важный фактор правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом, правовом государстве произошло в XVII—XVIII вв. в трудах Д. Локка (Великобритания) и Ш.Л. Монтескье (Франция). Первые конституции — США 1787 г. и Франции 1789 г. — закрепили разделение властей, видя в нем главную гарантию охраны прав и свобод человека[20].
В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В России этот принцип впервые закреплен в «Декларации о государственном суверенитете РСФСР», а затем в Конституции РФ.
Наполнение конституционной идеи правового государства реальным содержанием позволит обеспечить в нашей государственной и общественной жизни торжество права, верховенство закона и воплотить тем самым эту идею в практику российской государственности.
II.2. Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
Социальное государство. Определение Российского государства как социального тоже составляет одну из основ конституционного права. Конституция в ст. 7 закрепляет главную направленность политики социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта же статья определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства, а именно:
охрана труда и здоровья людей;
установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты[1].
Таким образом, поставлена задача построения такого государства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека. Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и, прежде всего, законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопическую, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня.
Экономическая основа конституционного строя. Условие нормального функционирования Российского государства составляет конституционное закрепление экономической основы общества, на базе которой происходят в стране все государственные и общественные процессы. «В Российской Федерации, - указывается в Конституции РФ, - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [1, 3]. Реализация названных параметров направлена на становление рыночной экономической системы, развитие товарно-рыночных отношений.
В Российской Федерации действует так же Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями). Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в России[5].
В Законе предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Для новой российской экономической системы характерны свобода экономической деятельности и разнообразие форм собственности. Эти формы получили конституционное закрепление. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [5].
Конкретизирует регулирование отношений собственности гражданское законодательство, земельных отношений и порядка пользования землей — земельное законодательство.
Информация о работе Конституционно-правовая характеристика России