Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - дать общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует учитывать, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Порядок организации, состав и полномочия Правительства Российской Федерации

5
Глава 2. Порядок работы, акты и взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России


12
Глава 3. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации

20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
23

Работа состоит из  1 файл

Хмелевская Е.О..docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ЭКСТЕРНАТ)

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по конституционному права

 

Тема: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

экстерн 1 - го года обучения

факультета интенсивного обучения

направление «Юриспруденция»

Хмелевская Е.О.

                                        

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь-2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Порядок организации, состав и полномочия Правительства Российской Федерации

 

5

Глава 2. Порядок работы, акты и взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России

 

 

12

Глава 3. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации

 

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

23




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации 1993 г. знаменует  собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и  органов, осуществляющих данную ветвь  единой государственной власти. Поэтому, прежде всего, следует подчеркнуть  ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных  положений, касающихся исполнительной власти в целом и форм и органов, реализующих эту власть.

Первое  — это осуществление государственной  власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Второе  — это нормативное положение  ст. 11 Конституции об осуществлении  в Российской Федерации государственной  власти Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной  Думой), Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а также  предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что  в Российской Федерации серьезно расширился круг органов государственной  власти. К ним теперь относятся  представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы.

Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. Оно обладает наиболее важными  полномочиями исполнительно-распорядительного  характера. Правительство возглавляет  единую систему органов исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти следует рассматривать через его компетенцию.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации  обладает очень широким кругом полномочий.

Правительству Российской Федерации принадлежит  право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство  осуществляет путем внесения в Государственную  Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства.

Целью данной работы является - дать общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует учитывать, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливая и подчеркивая одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство Российской Федерации в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Порядок организации, состав и полномочия Правительства Российской Федерации

 

Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти. Оно обладает наиболее важными  полномочиями исполнительно-распорядительного  характера. Правительство возглавляет  единую систему органов исполнительной власти.

Правовой  основой деятельности Правительства Российской Федерации являются: Конституция (гл. 6, ст.ст. 110— 117), федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования исполнительной и распорядительной деятельности.

Конституция и ФКЗ определяет порядок формирования, состав, срок полномочий Правительства, характер его взаимоотношений с  Президентом, Федеральным Собранием, Конституционным Судом, равно как  и с органами исполнительной власти субъектов федерации, местными администрациями. К числу нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты  статуса Правительства, можно отнести  Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.05.1999 N 651 (ред. от 29.11.2004) "о структуре федеральных органов исполнительной власти"; от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» и др. Правительство в пределах своей компетенции применяет вышеназванные акты либо обеспечивает их выполнение посредством издания постановлений, распоряжений и оперативной управленческой деятельности.

Ряд нормативных  правовых актов по организационным  вопросам принят самим Правительством. Это, например, Постановление Правительства  РФ от 01.06.2004 N 260 "О регламенте Правительства  РФ и положение об аппарате Правительства  РФ", которым утвержден регламент  заседаний Правительства и его  Президиума, а также порядок работы Аппарата Правительства Российской Федерации.

Порядок формирования Правительства определен  федеральной Конституцией. Правительство  действует в пределах срока полномочий Президента. Согласно Конституции, Правительство  прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом  России. До формирования Правительства  нового состава старое продолжает выполнять  свои полномочия.

Правительство формируется Президентом с участием парламента. Президент назначает  Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Предложение  о кандидатуре на пост Председателя Правительства вносится в Государственную  Думу Президентом не позднее двухнедельного срока со дня вступления его в  должность или после отставки Правительства. Государственная Дума рассматривает этот вопрос в течение  недели со дня внесения Президентом  кандидатуры на пост Председателя Правительства. В случае отклонения предложенной кандидатуры  Президент в недельный срок должен представить Государственной Думе новую кандидатуру.

В соответствии с Регламентом Государственной  Думы кандидат на должность Председателя Правительства представляет в Государственную  Думу программу основных направлений  деятельности будущего Правительства  и отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы  представители фракций и депутатских  групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение  о согласии на назначение Председателя Правительства принимается тайным голосованием депутатов Государственной  Думы, оформляется постановлением и  не нуждается в одобрении Совета Федерации.

Если  Государственная Дума трижды подряд отклонит представленные кандидатуры, Президент Российской Феде рации  в соответствии сост. 111 Конституции  сам назначает Председателя Правительства. При этом он распускает Государственную  Думу и назначает новые выборы.

В состав Правительства Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции, входят: глава  Правительства, именуемый Председателем  Правительства, его заместители  и члены — федеральные министры. Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Все без исключения руководители федеральных министерств  являются членами Правительства. Заместители  Председателя Правительства могут  выполнять только функции заместителя  либо одновременно возглавлять министерство или другие центральные органы исполнительной власти. Руководители федеральных служб  и федеральных агентств, не входят в состав Правительства Российской Федерации, если на этот счет нет специальной  нормы закона или решения Президента о предоставлении данным руководителям  статуса федерального министра. Например, Директор Федеральной службы безопасности и директор Федеральной службы охраны имеют такой статус.

Пребывание  в составе Правительства Российской Федерации несовместимо с выполнением  другой оплачиваемой работы в государственных, коммерческих, общественных органах, кроме  преподавательской, научной или  иной творческой работы. Члены Правительства  не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы.

Аппарат Правительства Российской Федерации  является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

В своей  работе Аппарат Правительства руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства, Регламентом  Правительства, а также Положением об аппарате Правительства.

Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется  Руководителем Аппарата Правительства - Министром Российской Федерации.

Аппарат Правительства взаимодействует  с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Государственной  Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее  соответственно - Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное Собрание) и обеспечивает совместно с органами исполнительной власти и другими  государственными органами реализацию полномочий Правительства.

Аппарат Правительства выполняет следующие  основные функции: - осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве; - подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, представляет Председателю Правительства и Заместителю Председателя Правительства предложения по этим документам, а также аналитические и справочные материалы по вопросам, рассматриваемым в Правительстве, запрашивает в установленном порядке информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Аппарата Правительства; - организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений; осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, оформляет принятые решения; обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального Собрания; - организует проработку поступивших в Правительство парламентских запросов, готовит по ним проекты поручений Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства, направляет запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в соответствующие федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа; - обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство; - рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями и выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации