Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - дать общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует учитывать, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Порядок организации, состав и полномочия Правительства Российской Федерации

5
Глава 2. Порядок работы, акты и взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России


12
Глава 3. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации

20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
23

Работа состоит из  1 файл

Хмелевская Е.О..docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

По требованию члена Правительства или по решению  председательствующего на заседании  особое мнение члена Правительства  по рассматриваемому вопросу может  быть занесено в протокол заседания.

На заседании  Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений  в прениях - до 5 минут.

При проведении закрытых заседаний Правительства (закрытого обсуждения отдельных  вопросов) подготовка материалов, допуск на заседания, стенографирование, оформление протоколов и принимаемых актов  осуществляются с соблюдением установленных  правил работы с секретными документами  и режима секретности.

Присутствие представителей средств массовой информации и проведение кино-, видео- и фотосъемок, а также звукозаписи на заседаниях Правительства организуются в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Правительства.

Аппарат Правительства ведет стенографическую запись и обеспечивает аудиовидеозапись заседания. Аудиовидеозапись закрытых заседаний (закрытого обсуждения) не проводится.

Участникам  заседания и приглашенным лицам  не разрешается приносить на заседание  кино-, видео- и фотоаппаратуру, звукозаписывающие  устройства, а также средства связи.

Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Протокол заседания  Правительства оформляется Аппаратом  Правительства в течение 24 часов  после окончания заседания и  подписывается председательствовавшим на заседании.

Протоколы заседаний Правительства рассылаются  членам Правительства, а также органам, организациям и должностным лицам  по списку, утверждаемому Руководителем  Аппарата Правительства, в 2-дневный  срок после заседания.

Подготовка  к рассмотрению внесенных в установленном  настоящим Регламентом порядке  в Правительство проектов постановлений  и распоряжений Правительства и  иных актов, по которым требуется  решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный  срок. Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, Руководителя Аппарата Правительства.

Подготовка  проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания.

Порядок подготовки проектов актов к рассмотрению устанавливается настоящим Регламентом  и разработанной на его основе Инструкцией по делопроизводству в  Аппарате Правительства, утверждаемой Руководителем Аппарата Правительства.

Экспертное  заключение Аппарата Правительства  на проект акта должно содержать оценку соблюдения требований настоящего Регламента при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой  юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого  решения.

Законопроекты, вносимые Правительством в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная  Дума), направляются Аппаратом Правительства  для согласования в Администрацию  Президента Российской Федерации не позднее чем за 2 недели до рассмотрения их на заседании Правительства.

Руководитель  Аппарата Правительства (лицо, исполняющее  его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем  Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей  визой и организует их выпуск. При  выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску акта, Руководитель Аппарата Правительства докладывает о  них Председателю Правительства  и действует в соответствии с  принятым Председателем Правительства  решением.

Координационные органы именуются комиссиями или  организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных  действий заинтересованных органов  исполнительной власти при решении  определенного круга задач.

Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Для оперативной  и качественной подготовки материалов и проектов актов координационные  и совещательные органы могут  своими решениями образовывать рабочие  группы.

Решения координационных и совещательных  органов оформляются протоколами  заседаний.

Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов  исполнительной власти, если иное не установлено  федеральными законами или актами Правительства. Организационно-техническое обеспечение деятельности правительственных комиссий и советов возлагается на федеральное министерство, руководитель которого является председателем комиссии или совета, либо на Аппарат Правительства. Организационно-техническое обеспечение деятельности организационных комитетов возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем организационного комитета.

Организационный комитет прекращает свою деятельность после одобрения в Правительстве  представленного его председателем  доклада о решении задач, для  которых организационный комитет  был образован.

Межведомственные  комиссии и советы образуются для  решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального  значения. Образование, реорганизация и упразднение межведомственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются, как правило, совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти оформляется приказом или распоряжением и подписывается руководителями этих органов.

В случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации  или Правительства, образование  координационных и совещательных  органов, определение их компетенции, порядка принятия и оформления их решений, утверждение их руководителей  и персонального состава осуществляются в соответствии с указанными актами. Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии или совета возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем комиссии или совета. Об образовании, реорганизации и упразднении, а также о годовых итогах деятельности межведомственных комиссий и советов их председатели докладывают в Правительство.

Актами  Правительства Российской Федерации  являются постановления и распоряжения. Они издаются по всем вопросам компетенции  Правительства. Это подзаконные  акты. В форме постановления издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. По оперативным и другим текущим вопросам издаются распоряжения. Акты Правительства принимаются коллегиально на пленарных заседаниях Правительства. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации гражданами, органами государственной власти, должностными лицами, общественными объединениями.

Нормативные акты Правительства касаются главным  образом применения и исполнения Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации. При выработке актов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов Правительство учитывает предложения субъектов. Правительственные акты направляются Субъектам Федерации на ознакомление Поступившие от них предложения и замечания обобщаются, Доработанный с учетом замечаний субъектов Федерации окончательный вариант проекта постановления снова направляется им.

В Администрацию  Президента для согласования в обязательном порядке направляются проекты решений  Правительства по отнесенным к ведению  Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности; обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти; определения основных направлений  внутренней и внешней политики; руководства  внешней политикой; осуществления функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Согласование проектов производится не позднее чем в 10-дневный срок.

Постановления Правительства публикуются в  Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости  в средствах массовой информации, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну. Постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом, Законность актов Правительства России может быть оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации. Правительство и свою очередь имеет право обращаться в Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции).

Правительство вправе направлять в Совет Федерации  и Государственную Думу свои официальные  отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения  о поправках к ним. Официальные  отзывы Правительства подлежат обязательному  оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной  Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство, согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 104), дает заключения по законопроектам о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам официальные отзывы Правительства  на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

Правительство Российской Федерации  в пределах своей компетенции  обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление  полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации  и субъектов Российской Федерации  в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации руководит  работой министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Правительство  вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и для обеспечения  сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Российской Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рас смотрения внесенных предложений. Правительство Российской Феде рации направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При. принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Глава 3. Прекращение полномочий Правительства  Российской Федерации

Правительство Российской Федерации действует  в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется рас поряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая  принимается или отклоняется  Президентом. Президент сам может  принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной  Думой недоверия Правительству  Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться  с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение  трех месяцев повторно выразит недоверие  Правительству, Президент объявляет  об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель  Правительства может поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии  отказывает, Президент в течение  семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Если  ГД в течении 3-х месяцев ставит вопрос о доверии Правительству.

В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства  Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутата ми законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации по четные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации