Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа
В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских и ряда смешанных республик, в которых правительство формируется главой государства.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие и виды правительства…………………………………………………..4
2. Способы и порядок формирования правительства…………………………..…6
3. Структура правительства………………………………………………………..13
4. Компетенция правительства………………………………………………...…..16
5. Ответственность правительства…………………………………………….…..21
Заключение……………………………………………………………………...…..24
Список использованной литературы…………………………………………...…25
В президентской республике,
где имеется правительство, президент
обычно формирует его из представителей
своей партии, хотя иногда в тех
или иных политических целях могут
включаться выходцы из других партий.
Коалиционное правительство бывает
при парламентской или
Беспартийное правительство создается в трех случаях:
1) когда в стране нет вообще политических партий или закрыты и находятся на нелегальном положении (Саудовская Аравия);
2) так называемое деловое, чиновничье или служебное правительство создается не лидерами партий, а главой государства и как правило имеет кратковременный характер. Его задача заключается обычно в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства. В Болгарии если в Народном собрании не достигнут согласия об образовании Правительства Президент назначает служебное Правительство, распускает Народное собрание и назначает его новые выборы. В послевоенный период такие правительства (в состав которых часто входили высшие чиновники, технократы), формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии, Италии, Марокко. Возможность образования служебного правительства может предусматриваться и непосредственно в основном законе. Так, в конституции Болгарии 1991 г. говорится о возможности формирования служебного правительства в случае, если парламентскими группами не достигнуто согласие об образовании правительства (п. 5 ст. 99). Данный шаг должен сопровождаться роспуском парламента и назначением новых парламентских выборов.
3) особого рода правительство
создается военными режимами. Сохраняя
в своих руках политическую
власть, главные рычаги управления.
Военные формируют кабинет
4) в чрезвычайных ситуациях может формироваться и так называемое «правительство национального единства», в состав которого входят наиболее крупные и влиятельные политические партии, представленные в парламенте. Подобные правительства несколько раз создавались в Великобритании в первой половине XX в. (например, в состав такого правительства, функционировавшего в период второй мировой войны, входили представители консервативной, лейбористской и либеральной партий). После второй мировой войны весьма непрочные правительства национального единства формировались в Бельгии из представителей социалистов, католиков, либералов и коммунистов. Попытки образовать правительство национального единства предпринимались в Гре-ции (в 1989 г.) и Ливане (в 1990 г.).
Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры (правда, обычно не такие жесткие, как те, которые предъявляются к кандидатам на пост президента), в частности, принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Сальвадор, Парагвай, Катар, Мексика. Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика). В последнем случае кандидат обычно может занять пост министра лишь по прошествии определенного срока после натурализации (чаще всего он не менее 10 лет).
Законодательством ряда стран предусмотрены определенные ограничения, связанные с осуществлением министрами депутатского мандата. В странах с президентской формой правления, а также в таких государствах, как Австрия, Нидерланды, Норвегия, Франция члены правительства не могут быть депутатами. Например, по конституции Франции парламентарий, назначенный министром (или же министр, избранный в парламент), должен в течение месяца разобраться в своих предпочтениях и сделать соответствующий выбор (ст. 33). Включение в конституцию принципа несовместимости обычно отражает стремление законодателей к более жесткой (чем в странах с «чистой» парламентарной формой правления) реализации принципа разделения властей, к большей «деполитизации» кабинета.
Конституции могут содержать
и нормы запретительного
3. Структура правительства
Внутренняя структура правительства весьма разнообразна и подвержена постоянным изменениям, что отражает стремление приспособить ее к условиям социально-экономической и политической жизни.
Центральное место занимает Председатель Правительства (Чехия, Испания). Должность может именоваться по-иному - Премьер-министр (Швеция, Норвегия, Япония, Новая Зеландия), Председатель Совета министров (Франция, Италия), Министр-председатель (Венгрия), Федеральный канцлер (ФРГ, Австрия). При принятии решения мнение Премьер-министра является определяющим. Он играет главную роль в разработке политической линии правительства, располагая правом единолично принимать решения по важным государственным вопросам в том числе о назначении и смещении членов правительства.
В настоящее время все
большую роль играет особый аппарат
при главе правительства, который
управляет его делами. Причем руководитель
этого аппарата нередко приобретает
статус министра. В США исполнительный
аппарат при президенте включает
Канцелярию Белого дома. Важную роль играют
советники во Франции при Премьере
военные и гражданские
Нередко в составе правительства
создаются более узкие
В состав правительства наряду с его главой могут входить министры, государственные министры, министры без портфеля, а также парламентские секретари. В одних странах государственные министры возглавляют наиболее важные департаменты и в силу этого координируют деятельность некоторых смежных министерств (Франция. Португалия). Данный ранг здесь считается более высоким, чем просто ранг министра. В других странах (Великобритания, Индия) он, наоборот, считается более низким, поскольку государственные министры являются по существу лишь заместителями глав крупных министерств. В Японии государственными министрами называются все члены кабинета.
Министры без портфеля
обычно выполняют отдельные поручения
главы правительства. Некоторые
лица включаются в данном качестве
в состав правительства с учетом
их важной роли в правящей партии. Парламентские
секретари (иногда именуемые младшими
министрами) функционируют в основном
в отдельных странах
В правительствах некоторых стран предусматриваются посты заместителей главы правительства. В соответствии с Основным законом ФРГ «федеральный канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем» (п. 1 ст. 69). О том, какой именно министр может стать заместителем канцлера, в нем не упоминается. На практике, как отмечается в литературе, заместителем федерального канцлера чаще всего становится министр иностранных дел.
Большинство конституций не оговаривают количественный состав правительства, поскольку данный вопрос обычно регулируется специальными законами и актами главы государства о назначении правительства. Так, в Японии премьер-министр вправе назначить до 20 государственных министров. В некоторых странах (например, латиноамериканских) подобная регламентация противоречит официальной доктрине, утверждающей, что «никакой конституционный барьер не должен сдерживать рост объема и форм реализации правительственной деятельности».
Основная форма
Важной формой функционирования правительства может являться и деятельность различных комитетов кабинета, которая, как показывает практика, повышает оперативность функционирования кабинета, сужая в то же время сферу его деятельности как коллегиального органа.
4. Компетенция правительства
Современное правительство
- важная составная часть механизма
осуществления государственной
власти. Правительство сосредотачивает
в своих рядах ведущих
Обычно компетенция
Нередко компетенция правительства в конституции определяется очень кратко. Так, согласно Конституции Франции «правительство определяет и осуществляет политику нации. В его распоряжении находятся административные органы и вооруженные силы».
Необходимость в подробной регламентации полномочий правительства в странах с парламентскими формами правления часто отпадает из-за того, что оно на практике осуществляет большинство полномочий формально с главой государства. В странах же с федеративным политико-территориальным устройством полномочия правительства зачастую выводятся из разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации.
Среди наиболее важных полномочий правительства необходимо выделить следующие:
1) правительство, особенно
его глава, играют решающую
роль в разработке, формировании
и реализации внутренней и
внешней политики государства.
«Правительство, гласит Конституция
Испании, руководит внутренней
и внешней политикой,
2) правительство выступает
в роли главного органа
Информация о работе Конституционно-правовой статус правительства