Конституционно-правовой статус правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских и ряда смешанных республик, в которых правительство формируется главой государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие и виды правительства…………………………………………………..4
2. Способы и порядок формирования правительства…………………………..…6
3. Структура правительства………………………………………………………..13
4. Компетенция правительства………………………………………………...…..16
5. Ответственность правительства…………………………………………….…..21
Заключение……………………………………………………………………...…..24
Список использованной литературы…………………………………………...…25

Работа состоит из  1 файл

конституционно правовой статус правительства.docx

— 47.16 Кб (Скачать документ)

Конкретный объем правомочий, принадлежащих правительству, не вполне одинаков в отдельных странах. Вместе с тем можно всегда выделить такие  предметы и сферы управленческой деятельности, которые по общему правилу  сохраняются в ведении центрального правительства. К ним принадлежат, в частности: оборона и внешняя  политика, национальная безопасность и поддержание общественного  порядка, финансовая система и общее  регулирование экономической деятельности, включая защиту свободной конкуренции  и прав потребителей, осуществление  в интересах общества управления культурой, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, охрана окружающей среды. Правительство направляет и  координирует деятельность министерств и ведомств. В статье 40 Конституции Намибии: «руководство, координация и надзор за министерствами и правительственными департаментами, включая полугосударственные предприятия. В Великобритании министр, как правительство имеет право давать государственным корпорациям распоряжения общего характера, назначать и увольнять членов корпорации и иных должностных лиц, его одобрению подлежат планы реорганизации и развития корпорации. В Польше, согласно Малой Конституции, Совет Министров:

- осуществляет внутреннюю и внешнюю политику страны;

- руководит всей правительственной администрацией;

- принимает решения по всем вопросам политики государства, за исключением тех, которые в соответствии с Конституционным законом или другим законом входят в компетенцию Президента или другого органа государственной власти либо самоуправления.

В соответствии с этими  задачами Совет Министров:

- обеспечивает исполнение законов;

- издает в определенных случаях распоряжения, имеющие силу закона;

- руководит, координирует и контролирует работу всех других органов государственной администрации, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность;

- охраняет на основании законов интересы Государственной казны;

- разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а также после их утверждения Сеймом руководит их исполнением и т.д.

3) исходя из принципа разделения властей правительство призвано исполнять законы, принятые парламентом, претворять их в жизнь. Однако в современных зарубежных странах правительство все активнее вторгается в законодательную деятельность парламента. Правительство принимает участие в законодательном процессе и нормативно-регулятивная деятельности всех парламентарных странах правительство пользуется правом законодательной инициативы. Оно главный поставщик законопроектов. Правительственные законопроекты пользуются приоритетом при рассмотрении в парламенте. Представители правительства участвуют в заседаниях комиссий и палат (в Великобритании такими постоянными представителями являются парламентские секретари, входящие в состав правительства). Правительство может обращаться в органы конституционного надзора (в тех странах, где они есть). Оно может посоветовать главе государства вернуть вотированный парламентом законопроект для повторного обсуждения (в тех странах, где подобное отлагательное вето предусмотрено).

Правительство оказывает  важнейшее, а нередко и решающее воздействие на законодательный  процесс. В нормальных условиях решение, однако, принадлежит не правительству, а парламенту. На практике, тем не менее, возможны такие варианты, когда  правительство само принимает нормативные  акты, имеющие силу закона. Во всех парламентарных странах предусмотрена возможность  делегирования парламентом полномочий правительству в законодательной  сфере. Обычно закон о делегировании  полномочий указывает основания  и пределы, а равно сроки такой  делегации. Любой правительственный  акт, изданный на основе таких полномочий, подлежит утверждению парламентом  на его ближайшей сессии. Даже если он не представлен на утверждение  в предусмотренные сроки или  если он не был одобрен парламентом, такой акт правительства утрачивает силу.

4) правительство осуществляет  полномочия в области обороны  и внешней политики. Оно руководит  строительством вооруженных сил,  принимает решение об их использовании  в случае срочной необходимости,  о введении военного положения  и проведении мобилизации. Решения  парламента по вопросам войны  и мира выносятся обычно на  основе рекомендаций правительства.

За правительством закрепляется общее руководство внешней политикой  страны. Как правило, глава ведомства  иностранных дел систематически информирует правительство на его  заседаниях о важнейших дипломатических  инициативах и акциях. Например, в Болгарии Совет Министров руководит  внутренней и внешней политикой страны и осуществляет ее в соответствии с Конституцией и законами. Правительство принимает решение о проведении переговоров и подписании наиболее важных международных договоров. Оно же решает вопрос об их представлении на ратификацию. Главы правительств, все чаще непосредственно участвуют в решении наиболее важных для их стран международных вопросов. Иногда такое участие институализируется посредством создания специальных международных структур. Так, все страны - члены Европейского союза представлены главами правительств в его руководящем органе - Европейском совете. Именно в рамках этого органа, собирающегося не реже двух раз в год, принимаются все наиболее важные принципиальные решения о политике и деятельности европейских сообществ.

5) правительство обладает  чрезвычайными и иными полномочиями. Практически во всех парламентарных  странах за правительством признается  право принятия при необходимости  чрезвычайных, экстраординарных мер.  Они могут быть вызваны такими  причинами, как внешняя угроза, внутренние волнения, стихийные  бедствия и т.п. Чрезвычайное  положение может вводиться как  на части, так и на всей  территории государства. С ним  могут быть связаны временная  приостановка конституционных гарантий, ограничение некоторых личных  свобод, например свободы передвижения, расширение полномочий полицейских  или даже военных властей и  другие. Порядок введения чрезвычайного  положения и условия его применения  регулируются специальным законодательством.  Однако при всех особенностях  такого регулирования в отдельных  странах общим является его  использование для восстановления  нормальной ситуации и беспрепятственного  функционирования законных властей.  Использование подобных полномочий  в течение относительно длительного  срока требует подтверждения  со сторон и законодательного  органа.

В отдельных странах правительство  может выполнять и некоторые  иные полномочия, связанные с особенностями  его государственного строя. Например, в Японии правительство промульгирует законы, одобренные парламентом. Оно же принимает решение об амнистии.

 

 

 

5. Ответственность  правительства

 

В теории конституционного права выделяют юридическую и  политическую ответственность. Политическая ответственность выступает как  показатель проводимой правительством политики и принимаемых им мер. В  зависимости от формы правления  такая ответственность наступает  перед главой государства или  парламентом.

Парламентская ответственность - это, в конечном счете, отказ в  доверии и вотум недоверия  за не должную, по мнению парламента, политику. Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить такие разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства. Согласно части первой ст. 111 хорватской Конституции «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватия», а ст. 98 управомочивает Президента Республики смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.

Конституционная практика зарубежных стран с парламентской формой правления знает две разновидности  конституционно-правовой ответственности: индивидуальная и коллективная. Коллективная ответственность правительства (отставка канцлера влечет за собой отставку всего правительства, однако в статье 65 Основного Закона ФРГ «в пределах своей компетенции каждый федеральный министр самостоятельно ведет дела своей отрасли под свою ответственность»). Первый из них означает, что все министры правительства несут коллективную ответственность перед парламентом (его нижней палатой) независимо от их позиции при принятии правительством того или иного решения. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительству оно, как правило, обязано подать в отставку (несколько иные процедуры могут предусматриваться в странах со смешанными формами правления, где зачастую решающей является позиция по данному вопросу главы государства).

Коллективная ответственность  министров может сочетаться с  индивидуальной ответственностью последних  за вверенную им сферу деятельности. В ряде стран (Гватемала, Греция, Коста-Рика, Колумбия, Уругвай, Словакия) парламент  формально вправе отказать в доверии  не только правительству в целом, но и отдельным министрам. Механизм индивидуальной ответственности министров  перед парламентом, однако, зачастую работает лишь в случае опосредования соответствующего решения парламента аналогичным решением главы правительства. Юридическая ответственность связана с законностью действий правительства. В соответствии с Конституцией Дании «обвинение против министра в отношении служебных обязанностей выдвигает только парламент, а рассматривается специальным судом (судьи Верховного суда и лица, отобранные парламентом не из числа депутатов)».

Политическая ответственность  министров пред парламентом может быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания). Принцип солидарности означает, что министры несут солидарную ответственность за политику и решения правительства, даже если какой-либо министр формально не участвовал в принятии того или иного решения или был против него. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку. Член правительства не вправе публично критиковать деятельность правительства и в то же время оставаться в его рядах. При индивидуальной уходит только тот министр, которому парламентом выражено недоверие. В некоторых странах возможен и тот и другой вид ответственности будет применен, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинет (Великобритания), в других - парламент (Италия).

Ответственность правительства Венгрии (недоверие путем избрания нового министра-председателя). Не менее 1/5 (386) общего числа депутатов Государственного Собрания выступают с инициативой, но при этом представляют кандидатуру  нового министра-председателя. Обсуждение и голосование по ней не ранее  чем через 3 дня и не позднее 8 дней после внесения. Если большинство  выскажется за недоверие, то это означает, что тем самым избирается новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие  большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских  и ряда смешанных республик, в  которых правительство формируется  главой государства.

Состав правительства включает Председателя (Премьер-министра), его  заместителей и министров. К кандидатам на должность министра нередко устанавливаются  определенные требования, связанные  с достижением соответствующего возраста, членством в парламенте.

Компетенция правительства охватывает широкий круг вопросов, объединенных исполнительно-распорядительной деятельностью.

Практика конституционно-правовых отношений свидетельствует о  двух видах ответственности правительства: политической и юридической. Политическая ответственность связана с реализацией  внутреннего и внешнеполитического  курса и наступает перед главой государства или парламентом, которые  вправе соответственно отправить правительство  в отставку или выразить ему недоверие. Юридическая ответственность выражается в формах уголовной, административной, дисциплинарной ответственности отдельных  министров за совершенные ими  правонарушения.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М., 2002.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 592 с.

3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 10.

4. Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999.

5. Пилипенко А.Н. Контроль деятельности исполнительной власти за рубежом // Журнал российского права. 1998. № 10-11.

6. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.

7. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: «Манускрипт», 1996. - с. 623 - 642.

8. Суставова Е.Н. Делегированное законодательство // Журнал российского права. 1998. № 8.

9. Трещетенкова Н.Ю. Правовой статус счетных палат (опыт иностранных государств) // Очерки конституционного права иностранных государств: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999.

10. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4.

11. Умеренков Н.В. Делегированное законодательство: зарубежный и российский опыт // Конституционное и муниципальное право. 2001. №2.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 12, § 3.

Информация о работе Конституционно-правовой статус правительства