Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа
В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских и ряда смешанных республик, в которых правительство формируется главой государства.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие и виды правительства…………………………………………………..4
2. Способы и порядок формирования правительства…………………………..…6
3. Структура правительства………………………………………………………..13
4. Компетенция правительства………………………………………………...…..16
5. Ответственность правительства…………………………………………….…..21
Заключение……………………………………………………………………...…..24
Список использованной литературы…………………………………………...…25
Конкретный объем правомочий,
принадлежащих правительству, не вполне
одинаков в отдельных странах. Вместе
с тем можно всегда выделить такие
предметы и сферы управленческой
деятельности, которые по общему правилу
сохраняются в ведении
- осуществляет внутреннюю и внешнюю политику страны;
- руководит всей правительственной администрацией;
- принимает решения по всем вопросам политики государства, за исключением тех, которые в соответствии с Конституционным законом или другим законом входят в компетенцию Президента или другого органа государственной власти либо самоуправления.
В соответствии с этими задачами Совет Министров:
- обеспечивает исполнение законов;
- издает в определенных случаях распоряжения, имеющие силу закона;
- руководит, координирует и контролирует работу всех других органов государственной администрации, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность;
- охраняет на основании законов интересы Государственной казны;
- разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а также после их утверждения Сеймом руководит их исполнением и т.д.
3) исходя из принципа разделения властей правительство призвано исполнять законы, принятые парламентом, претворять их в жизнь. Однако в современных зарубежных странах правительство все активнее вторгается в законодательную деятельность парламента. Правительство принимает участие в законодательном процессе и нормативно-регулятивная деятельности всех парламентарных странах правительство пользуется правом законодательной инициативы. Оно главный поставщик законопроектов. Правительственные законопроекты пользуются приоритетом при рассмотрении в парламенте. Представители правительства участвуют в заседаниях комиссий и палат (в Великобритании такими постоянными представителями являются парламентские секретари, входящие в состав правительства). Правительство может обращаться в органы конституционного надзора (в тех странах, где они есть). Оно может посоветовать главе государства вернуть вотированный парламентом законопроект для повторного обсуждения (в тех странах, где подобное отлагательное вето предусмотрено).
Правительство оказывает
важнейшее, а нередко и решающее
воздействие на законодательный
процесс. В нормальных условиях решение,
однако, принадлежит не правительству,
а парламенту. На практике, тем не
менее, возможны такие варианты, когда
правительство само принимает нормативные
акты, имеющие силу закона. Во всех парламентарных
странах предусмотрена
4) правительство осуществляет
полномочия в области обороны
и внешней политики. Оно руководит
строительством вооруженных
За правительством закрепляется
общее руководство внешней
5) правительство обладает
чрезвычайными и иными
В отдельных странах
5. Ответственность правительства
В теории конституционного
права выделяют юридическую и
политическую ответственность. Политическая
ответственность выступает как
показатель проводимой правительством
политики и принимаемых им мер. В
зависимости от формы правления
такая ответственность
Парламентская ответственность - это, в конечном счете, отказ в доверии и вотум недоверия за не должную, по мнению парламента, политику. Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить такие разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства. Согласно части первой ст. 111 хорватской Конституции «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватия», а ст. 98 управомочивает Президента Республики смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.
Конституционная практика зарубежных
стран с парламентской формой
правления знает две
Коллективная ответственность министров может сочетаться с индивидуальной ответственностью последних за вверенную им сферу деятельности. В ряде стран (Гватемала, Греция, Коста-Рика, Колумбия, Уругвай, Словакия) парламент формально вправе отказать в доверии не только правительству в целом, но и отдельным министрам. Механизм индивидуальной ответственности министров перед парламентом, однако, зачастую работает лишь в случае опосредования соответствующего решения парламента аналогичным решением главы правительства. Юридическая ответственность связана с законностью действий правительства. В соответствии с Конституцией Дании «обвинение против министра в отношении служебных обязанностей выдвигает только парламент, а рассматривается специальным судом (судьи Верховного суда и лица, отобранные парламентом не из числа депутатов)».
Политическая ответственность министров пред парламентом может быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания). Принцип солидарности означает, что министры несут солидарную ответственность за политику и решения правительства, даже если какой-либо министр формально не участвовал в принятии того или иного решения или был против него. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку. Член правительства не вправе публично критиковать деятельность правительства и в то же время оставаться в его рядах. При индивидуальной уходит только тот министр, которому парламентом выражено недоверие. В некоторых странах возможен и тот и другой вид ответственности будет применен, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинет (Великобритания), в других - парламент (Италия).
Ответственность правительства Венгрии
(недоверие путем избрания нового
министра-председателя). Не менее 1/5 (386)
общего числа депутатов
Заключение
В конституционном праве
Состав правительства включает Председателя (Премьер-министра), его заместителей и министров. К кандидатам на должность министра нередко устанавливаются определенные требования, связанные с достижением соответствующего возраста, членством в парламенте.
Компетенция правительства охватывает широкий круг вопросов, объединенных исполнительно-распорядительной деятельностью.
Практика конституционно-
Список используемой литературы
1. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М., 2002.
2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 592 с.
3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 10.
4. Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999.
5. Пилипенко А.Н. Контроль деятельности исполнительной власти за рубежом // Журнал российского права. 1998. № 10-11.
6. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.
7. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: «Манускрипт», 1996. - с. 623 - 642.
8. Суставова Е.Н. Делегированное законодательство // Журнал российского права. 1998. № 8.
9. Трещетенкова Н.Ю. Правовой статус счетных палат (опыт иностранных государств) // Очерки конституционного права иностранных государств: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999.
10. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4.
11. Умеренков Н.В. Делегированное законодательство: зарубежный и российский опыт // Конституционное и муниципальное право. 2001. №2.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 12, § 3.
Информация о работе Конституционно-правовой статус правительства