Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
Задачи курсовой работы:
Рассмотрение международно-правовых основ принципов правосудия.
Подробный анализ характерных черт принципов правосудия, а именно:
Принципа законности
Осуществления правосудия только судом
Независимости, несменяемости и неприкосновенности судей
Обеспечения прав граждан на судебную защиту
Гарантий подсудности
Права на юридическую помощь
Презумпции невиновности
Состязательности и равноправия сторон
Открытого разбирательства дел во всех судах
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия
1.1. Понятие, сущность и признаки правосудия………………………стр.5
1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
2.1. Законность…………………………………………………………стр.10
2.2. Осуществление правосудия только судом………………………стр.14
2.3. Независимость судей……………………………………………...стр.17
2.4. Обеспечение прав граждан на судебную защиту……………….стр.25
2.5. Гарантии подсудности……………………………………………стр.28
2.6. Право на юридическую помощь…………………………………стр.31
2.7. Презумпция невиновности……………………………………….стр.34
2.8. Состязательность и равноправие сторон………………………...стр.36
2.9. Открытое разбирательство дел во всех судах …………………..стр.39
Заключение…………………………………………………………………..стр.42
Список использованных источников……………………………………....стр.43
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«К защите допускаю»
____________________
«____»___________200_г.
Курсовая работа
Тема: «Конституционно-правовые принципы правосудия в России»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия
1.1. Понятие, сущность и признаки правосудия………………………стр.5
1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
2.1. Законность……………………………………………………
2.2. Осуществление правосудия
2.3. Независимость судей……………………………
2.4. Обеспечение прав граждан на судебную защиту……………….стр.25
2.5. Гарантии подсудности…………………………
2.6. Право на юридическую помощь………
2.7. Презумпция невиновности…………………
2.8. Состязательность и
2.9. Открытое разбирательство дел во всех судах …………………..стр.39
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………....
Введение
В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
Задачи курсовой работы:
Конституция РФ (ст. 118) и ныне действующий закон о судоустройстве (ст. 1) предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.
Глава 1. Система конституционно-
В науке общепринятым является представление о правосудии как о деятельности суда, заключающейся в разрешении конкретных правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения норм права к установленным фактам и отношениям. При этом разные авторы включают в данное определение некоторые дополнительные характеристики.
Например, В.А. Четвернин, указывал, что правосудие — это «государственная деятельность, осуществляемая. судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств. государство, права и законные интересы граждан., учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан».[18, стр. 218]
В.Е. Чиркин дал определение, согласно которому «правосудие — это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны. правопорядка., собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т.е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям».[20, стр.165]
Кокотов А.Н. полагает, что «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства».[19, стр.203]
Таким образом, мы видим, что различные авторы считают необходимым включать в определение правосудия разное количество характеристик, совокупность которых отражает, по их мнению, сущность правосудия.
Сущность правосудия, его роль и значение проявляются не только в том, что оно является главным направлением судебной власти.
Правосудию присущ и ряд других специфических признаков.
К их числу можно отнести прежде всего то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не по усмотрению каких-то органов. Правосудие должно осуществляться путем:
- рассмотрения
и разрешения в судебных
- рассмотрения
в судебных заседаниях
К признакам правосудия относится также то, что оно должно осуществляться только особым органом – судом (судьей).
Принципы правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Данные положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.
Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.
Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.
В основе принципов правосудия лежат положения международно-правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
В совокупности все принципы правосудия образуют тот фундамент, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку сами принципы в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, - Конституции Российской Федерации, конституционных и других федеральных законах. Принципы правосудия берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика принципов состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые создают новые законы или корректируют их, также должны считаться с существующими демократическими требованиями той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия в Российской Федерации. Данные требования также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, например опыт международного сотрудничества, отраженный в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых находится немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Для общей характеристики принципов правосудия основным является то, что их содержание постоянно совершенствуется.
Полная реализация обозначенных в Конституции Российской Федерации стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти – исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.
Глава 2. Содержание и характерные черты принципов
правосудия в России.
2.1. Законность
Принцип
законности закреплен в статье
15 Конституции Российской
Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в России