Конституционно-правовые принципы правосудия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
Задачи курсовой работы:
Рассмотрение международно-правовых основ принципов правосудия.
Подробный анализ характерных черт принципов правосудия, а именно:
Принципа законности
Осуществления правосудия только судом
Независимости, несменяемости и неприкосновенности судей
Обеспечения прав граждан на судебную защиту
Гарантий подсудности
Права на юридическую помощь
Презумпции невиновности
Состязательности и равноправия сторон
Открытого разбирательства дел во всех судах

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия
1.1. Понятие, сущность и признаки правосудия………………………стр.5
1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
2.1. Законность…………………………………………………………стр.10
2.2. Осуществление правосудия только судом………………………стр.14
2.3. Независимость судей……………………………………………...стр.17
2.4. Обеспечение прав граждан на судебную защиту……………….стр.25
2.5. Гарантии подсудности……………………………………………стр.28
2.6. Право на юридическую помощь…………………………………стр.31
2.7. Презумпция невиновности……………………………………….стр.34
2.8. Состязательность и равноправие сторон………………………...стр.36
2.9. Открытое разбирательство дел во всех судах …………………..стр.39
Заключение…………………………………………………………………..стр.42
Список использованных источников……………………………………....стр.43

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

Согласно Конституции (ст. 128), судьи  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются  Президентом РФ в порядке, установленном  федеральным законом.

Конституция Российской Федерации  устанавливают важнейший, основополагающий принцип деятельности судей –  их независимость и подчинение только закону. Принцип независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5).

Статья 120 Конституции России устанавливает следующие положения:

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Судьи, установив при рассмотрении дела несоответствии акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Независимость судей – основная гарантия и условие  функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защищать права и  интересы человека и гражданина.

Суть  данного принципа правосудия состоит  в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь  реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

Статья 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает следующие  правовые гарантии независимости судей:

  1. установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу);
  2. предоставление по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  3. освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
  4. установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  5. право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
  6. предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статуса;
  7. особая защита государством судьи, членом его семьи  и их имущества.

"Судья, - говорится в ч. 2 ст. 9, - члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление".

Эти положения  существенным образом развиты и  дополнены Федеральным законом "О  государственной защите судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года, в котором  достаточно детально определяется не только круг лиц, пользующихся правом особой государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от обеспечения личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, замены документов и изменения внешности.

Принцип подчинения судей только Конституции и Федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи. Данный принцип является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда, служит также гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. Опасность быть освобожденным судьей может возникнуть только в силу истечения  срока полномочий судьи. Согласно ч. 2 ст. 121, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Данные положения были приведены выше.

Еще одним важнейшим принципом, закрепленным в Конституции, является неприкосновенность судей (ст. 122). Данный принцип – одновременно серьезная гарантия обеспечения независимости судей. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Судья, в том числе по истечении  срока полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности  за выраженное им при осуществлении  правосудия мнения или принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его  виновность в преступном злоупотреблении  либо вынесении заведомо неправосудных  приговора, решения или иного  судебного акта. Кроме того, судья  не подлежит ни административной, ни дисциплинарной ответственности (например, путем применения к нему мер административного  взыскания – предупреждения, штрафа, или дисциплинарных взысканий, предусмотренных  трудовым законодательством, - замечание, выговор).

Решение по вопросу о возбуждении  уголовного дела в отношении судьи  либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;
  • в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – Генеральным прокурором РФ на  основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;
  • в отношении судьи иного суда – Генеральным прокурором на основании заключения судебной коллегии в ставе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Схожий порядок установлен  для  привлечения судьи к административной ответственности. Судья, задержанный  по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно  доставленный в любой государственный  орган, если личность этого судьи  не могла быть известна в момент задержания, после установления его  личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом в целях  обеспечения безопасности других людей.

Решения об избрании в отношении  судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ;
  • в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики , краевого, областного, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Генерального прокурора РФ.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей  квалификационной коллегией судей. Соответствующего представление в  Конституционный Суд или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный  прокурор РФ.

Все это вовсе не превращает судей  в некий круг совсем неприкасаемых. Как и другие граждане, они несут  уголовную и гражданскую ответственность  за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют  повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Обеспечение прав  граждан на судебную защиту.

 

Судебная  защита прав и свобод гарантирована  в статье 46 Конституции Российской Федерации.

Совсем  недавно в России право человека на судебную защиту было существенно  ограничено и роль суда в связи  с этим снижалась. Кардинальное решение  этой проблемы впервые было найдено  лишь в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. В настоящее время данная важная правовая гарантия нашла свое конституционное закрепление. [18, стр. 257]

Статья 46 Конституции России утверждает, что:

  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Положение ч.1 ст. 46 предполагает, что каждому  гарантируется защита его прав и  свобод даже в том случае, если для  этого требуется обращение в  Конституционный Суд российской Федерации. Данное право принадлежит любому физическому лицу, которое может защищать свои интересы в суде как лично, так и через своего представителя (адвоката) либо законного представителя. Возможность защищать свои права через представителя получают и дееспособные физические лица. Однако некоторые права, например, право на интеллектуальную собственность, принадлежит юридическим лицам. Следовательно, можно говорить о том, что право на судебную защиту гарантированно не только физическим, но и юридическим лицам.

 

В правовом государстве должны быть предусмотрены  процедуры, позволяющие гражданину вступать в спор о праве с государственными органами и должностными лицами. Предмет  данного спора – правомерность (законность или конституционность) решения или действия (бездействия) государственного органа или должностного лица, затрагивающего права и своды  индивида. Статья 18 и ч.1 ст. 46 Конституции  гарантируют, что при желании  индивида инстанцией, рассматривающей  спор о праве, будет компетентный суд. Подведомственность таких споров суду конкретизируются в законодательстве при описании объекта обжалования  в суд и допустимости жалоб.

Часть 2 ст. 46 Конституции гарантирует обжалование  в суд любых решений, а также  действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц. Вместе с тем, с учетом положения ч. 1 ст. 46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует считать, что и ч. 2 ст. 46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.

Следовательно, законы, регулирующие обжалование  в суд, не противоречат ч. 2 ст. 46 Конституции, так как допускает в качестве объекта обжалования решения  и действия (бездействия) практически  любых органов, организаций и  должностных лиц, не только государственных. Согласно Федеральному закону от 14 декабря  1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», допускается обжалование в суд не только самого решения (действия), но и информации, послужившей основой для правонарушающего решения (действия).

В ч. 2 ст. 46 Конституции говорится о должностных  лицах, но не уточняется, что речь идет о должностных лицах только государственных  или муниципальных органов и общественных объединений. Поэтому возможно обжалование  в суд неправомерных решений (действий) должностных лиц учреждений, предприятий и их объединений независимо от форм собственности.

Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в России