Конституционные основы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание

В механизме защиты прав и свобод граждан особое значение отводится правосудию. Это закреплено в Конституции. Конституция каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Работа состоит из  1 файл

оригинал.docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Для меня, как будущего юриста, данная тема курсовой работы имеет большое  практическое значение, так как конституционные  основы правосудия, на мой взгляд, должны лежать краеугольным камнем в работе каждого юриста.

Цель моей курсовой работы заключается  в изучении ныне существующих в Республике Беларусь конституционных основ правосудия. Инструментом в добывании фактического материала служат следующие методы исследования: системный, сравнительный, социологический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Основная часть курсовой работы включает четыре главы

Глава 1 – понятие правосудия,

Глава 2 – понятие, классификация, содержание и значение конституционных основ

Глава 3 – осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов,

Глава 4 - Конституционный Суд Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

В механизме защиты прав и свобод граждан особое значение отводится правосудию. Это закреплено в Конституции. Конституция каждому  гарантирует защиту его прав и  свобод компетентным, независимым и  беспристрастным судом. С целью  защиты прав, свобод, чести и достоинства  граждане в соответствии с законом  вправе взыскать в судебном порядке  как имущественный вред, так и  материальное возмещение морального вреда.

Само слово «правосудие» ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести. Однако этимологического объяснения понятия правосудия недостаточно. Важно раскрыть его правовое содержание, его характерные признаки и значение.

Действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» определяет задачи суда, методы осуществления правосудия и его принципы.

Итак, следует отметить, что правосудие — самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом — судом.

Судебная власть осуществляется только судом. Потому как нет суда без правосудия, так не может быть правосудия без суда. Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций. Специфика организации и деятельности суда, его состав и полномочия обеспечивают осуществление правосудия в соответствии с законом, вынесение законных и обоснованных судебных решений по правовым спорам и конфликтам.

Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

Способы отправления правосудия зафиксированы в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В ней указывается, что правосудие осуществляется «путем рассмотрения дел, а также решения других вопросов, отнесенных законом к компетенции суда».

Обычные методы осуществления правосудия:

1) рассмотрение и разрешение  в судебных заседаниях гражданских  дел, связанных с охраной прав  и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс;

2) рассмотрение в судебных  заседаниях уголовных дел, решение  вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.

Действующее законодательство и практика его применения знают еще три способа отправления правосудия:

1) рассмотрение в судебных  заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство;

2) рассмотрение в судебных  заседаниях хозяйственных споров  между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство;

3) конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным  Судом при выполнении функции  конституционного контроля, определении  конституционности нормативных актов.

Судопроизводство в отличие  от правосудия включает регулируемую законом не только деятельность суда, но и других участников процесса (органов дознания, предварительного следствия, прокуроров), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых (подсудимых), защитников, представителей сторон, свидетелей, экспертов и т.д. Поэтому судопроизводство — более широкое понятие, чем понятие правосудия.

Вместе с тем правосудие — не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений.

Отличительной чертой правосудия является специфика его содержания как разновидности государственной деятельности. Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Исследование обстоятельств дела и их отражение, фиксация в протоколе судебного заседания — познавательно-удостоверительная деятельность, применение норм права к конкретным жизненным случаям, фактам и отношениям, принятие властных решений, применение юридических санкций к правонарушителям, т.е. лицам, посягнувшим на правоохраняемые интересы, — правоприменительная деятельность.

Государственное принуждение  применяется судом в трех формах:

1 ) принуждение к исполнению гражданско-правовых обязанностей по гражданским делам;

2) применение административных  взысканий к лицам, допустившим  административное правонарушение;

3) применение наказания  к виновным в совершении преступления.

Применение принуждения - не обязательный элемент судебной деятельности. При наличии соответствующих оснований возможно освобождение от применения мер государственного воздействия.

Обязательный отличительный  признак правосудия — процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры.

Процессуальная форма, процессуальный ритуал – не надуманный юристами обряд, а научно обоснованный порядок судебного рассмотрения и разрешения юридических дел, который воплотил в себя все лучшее из многовекового опыта судопроизводства. Поэтому можно уверенно сказать, что как нет правосудия без суда, так и нет правосудия без процессуальной формы.

  Среди процессуальных правил судопроизводства наиважнейшее значение имеют принципы организации и осуществления правосудия, зафиксированные в Конституции. Именно они обеспечивают преимущество судебной защиты прав и свобод граждан перед административным порядком их защиты, делают судебную процедуру наиболее оптимальной, т.е. наилучшим образом обеспечивающей вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Обобщая изложенное, можно  дать следующее определение понятия правосудия.

Правосудие – регулируемая законом деятельность суда но рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного либо оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.

Приведенное определение  понятия правосудия по существу является традиционным. В широком смысле слова в понятие правосудия следует включать контроль, осуществляемый Конституционным Судом.

Словом, правосудие — это  правоприменительная, правоустанавли-вающая, правоохранительная и правовоспитательная деятельность органов судебной власти — судов, осуществляемая в установленном законом порядке в целях восстановления права и справедливости.

В правовой науке до сих  пор отсутствует единообразное понимание сущности правосудия. В прошлом по этому вопросу не раз проводились научные дискуссии. Значительный вклад в теорию правосудия внесли такие видные ученые, как М.С. Строгович, М.А. Чельцов, В.М. Савицкий, В.П. Нажимов, Ю.М. Грошевой и др. В последние годы в связи с расширением судебной юрисдикции и развитием организационно-правовых форм судебной власти указанная проблема вновь становится актуальной.

Правосудие — одна из древнейших и жизненно важных, а также наиболее стабильных и развитых форм юрисдикционной деятельности государства. Она прочно вошла в быт и нравы всех народов, стала общепризнанной, универсальной ценностью. Это форма решения общегосударственных и общесоциальных задач, одна из форм государственного руководства обществом, осуществления социального контроля за поведением и соблюдением норм права, наконец, форма народовластия. Многостороннее значение этой отрасли государственной деятельности свидетельствует о ее важности в системе механизма государственной власти и гражданского общества.

Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия.

Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее сердцевина, «квинт-эссенция», так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия.

Судебная власть - более  широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. В частности, внутриорганизационную деятельность суда, связанную с созданием нормальных условий для осуществления правосудия, организацию и проведение аналитической работы, прием граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам и т.п. Иначе говоря, судебная власть охватывает всю сферу общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью судов, устройством судебной системы и отправлением правосудия. В специальной литературе резонно подчеркивается, что судебная власть как отражение компетенции всей судебной системы должна трактоваться шире разработанного ранее в науке понятия правосудия и включать рассмотрение и разрешение судами любого вопроса, в том числе и на стадии исполнения.

 

ГЛАВА 2

 

Механизм и защиты прав и свобод граждан Конституция РБ отводит судебной власти одно из центральных мест.

Конституция РБ провозгласила принцип разделения властей (статья 6), закрепляет конституционные основы судебной власти.

Статья 60 Конституции устанавливает: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести  и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».

Статья 26 Конституции воспроизвела норму всеобщей декларации прав человека 1948г. о презумпции невиновности. Согласно ей: Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

В соответствии со статьей 62 Конституции  «Каждый имеет право на юридическую  помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвоката и других своих представителей в суде, иных государственных органах». В случая, предусмотренных законом помощь оказывается за счет государства.

Конституционные законы судебной власти – это содержащиеся в Конституции  РБ руководящие правовые положения, закрепляющие основные принципы организации  и деятельности всей судебной системы.

Они условно делятся на:

  1. Судоустройственные (организационные).
  2. Судопроизводственные (процессуальные).

Организационные определяют построение судебной власти, а процессуальные – порядок рассмотрения дел в  судах.

 

В соответствии с Конституцией РБ основы (принципы) судебной власти составляют следующие руководящие начала (выборочно):

  1. Судебная власть принадлежит судам (статья 109). Он означает, что образование чрезвычайных судов на территории РБ запрещено без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. Конституция содержит лишь исходные начала построения судебной власти, не перечисляя все действующие на территории РБ суды. В ней лишь указывается, что судоустройство в РБ определяется законом.

Кодекс о судоустройстве и статусе  судей в соответствии с Конституцией и на основе концепции о судебно-правовой реформе регулирует всю систему  построения судов, общие принципы их деятельности и организации. Более  детализирована деятельность судов  в уголовно-процессуальном кодексе  и гражданско-процессуальном кодексе.

  1. Судьи при осуществлении правосудия не зависимы и подчиняются только закону (статья 110 Конституции). Какое-либо вмешательство в деятельность судей не допустимо и влечет ответственность по закону.

Информация о работе Конституционные основы правосудия