Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа
В механизме защиты прав и свобод граждан особое значение отводится правосудию. Это закреплено в Конституции. Конституция каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.
Предполагается, что независимость судей должна обеспечиваться:
Вышесказанное, однако, не исключает
возможности критиковать судебн
Судьи не могут быть:
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматриваются дела о:
1. Преступления, за которые предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы.
2. Преступления, за которые
3. Преступления несовершеннолетних.
Рассмотрение дел в
Рассмотрение дел в порядке надзора осуществляется коллегиально:
По законодательству рассмотрения дел во всех судах открытое. За исключением случаев:
По таким делам публично оглашается только резулятивная часть решения или приговора.
7. Осуществление правосудия на
основе состязательности и
Состоятельность – это противоборство, спор обвинения и защиты под контролем суда в целях выяснения необходимых обстоятельств дела и правильного его разрешения. Каждый, кто осужден, имеет право на то, чтобы его приговор был пересмотрен в выше стоящей судебной инстанции.
Президент единолично назначает:
Статья 116: 6 судей конституционного суда избираются Советом Республики. Судьи назначаются на должность президентом РБ по совместному представлению министра юстиций и председателя Верховного суда
ГЛАВА 3
Подзаконность - одно из свойств судебной власти. Статья 112 Конституции устанавливает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».
Подзаконность судебной деятельности
означает, что суд проводит судебное
разбирательство в
Законодатель впервые
ГЛАВА 4
Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 гг.).
Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г.) посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции - гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд - особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.
Согласно ст. 116 Конституции Республики
Беларусь Конституционный Суд
Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган — одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение — обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.
Конституционный Суд играет важную
роль в защите прав и свобод человека,
социально-экономических и
Конституционный Суд Республики Беларусь
состоит из 12 судей —
Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются Главой государства и шесть – избираются Советом Республики.
Срок полномочий членов суда – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет.
Председатель Конституционного Суда
назначается Президентом с
Во многих странах Председатель Конституционного Суда избирается судьями этого суда, что в большей степени гарантирует их независимость. В большинстве государств, в частности и в Российской Федерации, не допускается назначение судьи Конституционного Суда на второй срок. В нашем законодательстве такого ограничения не предусмотрено, как и не определен минимальный возраст для занятия указанной должности (в Российской Федерации, на Украине, в Германии — 40, в Венгрии — 45 лет).
Согласно ст. 116 Основного Закона Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:
— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
— о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
— о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
— о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.
Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»),
Заседания Конституционного Суда проводятся, как правило, публично, открыто, в торжественной обстановке, с соблюдением всех требований судебного этикета. Решения Суда доводятся до всеобщего сведения путем опубликования в печати и использования других средств информации (радио, телевидение).
Хотя Конституционный Суд
В 1994—1998 гг. Конституционный Суд Республики Беларусь подверг проверке 75 нормативных актов, из которых 50 признаны неконституционными.
Конституционный Суд Республики Беларусь использует другие формы воздействия на формирование оптимальной правовой системы, содействие становлению правового демократического государства. Это, в частности, внесение рекомендательных предложений главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.