Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:59, контрольная работа
Цель работы охарактеризовать сущность и принципы конституционного строя РФ, его ключевых понятий.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие конституционного строя;
- охарактеризовать принципы конституционного строя Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие конституционного строя РФ…………………………………………5
2.Принципы конституционного строя РФ………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………..20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..….……………………………………...21
Второй принцип - это республиканская форма правления.
Республиканская форма правления - принцип внутренней организации государственной власти, непосредственно связанной с демократией. Он характеризует государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит одному лицу и как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.
Главой
государства в Российской Федерации
является ее президент, избираемый гражданами
сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным
и законодательным органом - Федеральное
Собрание
(парламент), одна из палат которого - Совет
Федерации составляется из двух представителей
от каждого субъекта РФ: по одному из представительного
и исполнительного органов государственной
власти, а другая - Государственная
Дума, избирается населением сроком на
четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).
Итак,
исходя из положений ст. 1 Конституции
РФ, по форме правления
Россия - республика. Республика - это такая
форма правления, при которой все высшие
органы государственной власти избираются
прямо или формируются парламентом. Существуют
две основные разновидности республиканской
формы правления: президентская и парламентская.
В президентской республике полномочия
главы государства и главы правительства
сосредоточенны в руках президента. А
в парламентских республиках обеспечивается
верховенство парламента, перед парламентом
правительство ответственно за свою деятельность.
Какая же форма правления существует в нашей стране - президентская или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.
Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.
Федеративное
государство характеризуется
Субъекты
федерации - территориальные единицы,
подобные государству по статусу, обладающие
не всеми, но некоторыми признаками государства
(например, конституцией, законодательными
органами). Поэтому современное понимание
федерации означает государство, в состав
которого входят территориальные образования
- субъекты федерации, обладающие определенной
частью суверенитета, т. е. относительной
самостоятельностью в осуществлении власти
на собственной территории. Государственная
власть разделена между центральными
общегосударственными органами, решающими
преимущественно вопросы общего значения,
и органами членов федерации, представляющими
интересы данных регионов и соответствующего
им населения.
Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности, как территории Федерации, так и территорий ее субъектов, где обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
И, наконец, четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.
Правовое государство - государство, само ограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.
Верховенство
Конституции РФ в правовой системе страны
( ст. 4,
15 ), как и верховенство права ( ст. 1 ) должны
служить одной общей цели - подчинению
государственной власти, законов и подзаконных
нормативных актов, деятельности государственных
органов, должностных лиц, т. е. праву как
общепризнанному социальному порядку,
обеспечивающему нормальное свободное
прогрессивное развитие общества, позволяющему
сочетать, учитывать и разграничивать
возникающие в обществе многообразные
интересы; мирным, ненасильственным путем
разрешать социальные проблемы (конфликты
и споры).
Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.
Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.
Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:
1)
Президент Российской
2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
3)
законодательные органы
4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;
5)
народные заседатели и
6)
представительные органы
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.
Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.
Признание
прав и свобод высшей ценностью непосредственно
вытекает из зафиксированного в ст.
1 Конституции положения о
Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.
В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.
Конституция
рассматривает принцип
Принцип
социального государства тесно
связан с другими основами конституционного
строя России, в особенности с
тем, что она является демократическим
правовым государством, а также с
равенством прав граждан
(ст. 1 и 19 Конституции).
В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.
Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической, и в особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
Принцип политического многообразия непосредственно связан с признанием свободы, мысли, свободы слова (ст. 29), а также политического плюрализма, закрепленного в ст. 13 Конституции РФ. Это основной принцип деятельности государства в идеологической сфере. Государство не вправе возводить какую- либо идею или теорию в ранг государственной, обязательной, предпочтительной. Свободное развитие общества возможно только в условиях свободной конкуренции различных идей.
Таким образом, принципы экономического, политического и идеологического плюрализма, закрепленные в Конституции РФ являются гарантией свободного развития личности, соблюдения прав человека и гражданина.
Принципы светского и многонационального (вненационального) государства.
Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.