Конституционный Суд, как один из аспектов осуществления судебной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:49, реферат

Описание

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Работа состоит из  1 файл

Реальный реферат по тгп.docx

— 38.28 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  Образования и науки

Российской  Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская  Государственная Академия Права» 
 
 

Кафедра Тории Государства  и Права 

Учебная дисциплина – теория государства и  права 

Конституционный Суд, как один из аспектов

осуществления судебной власти в  России 

(реферат) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса 29 группы

Института Юстиции

Попова  И.Г. 

Научный руководитель

к.ю.н., преподаватель Чолахян А.В. 
 
 
 

Саратов - 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

Введение

Конституционный суд Российской Федерации, избранный  впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение  в январе 1992 г., в свое время задумывался  как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

В задачи работы входит:

  • изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России
  • изучение структуры Конституционного Суда РФ
  • определение компетенции Конституционного Суда
  • рассмотрение решений Конституционного Суда РФ как судебные прецеденты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Глава 1. История формирования конституционного судопроизводства в России.

12 декабря  1993 года на всенародном референдуме  была принята новая Конституция  РФ. Статья 125 новой Конституции заложила  правовые основы деятельности  Конституционного Суда.

1. Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей.

2. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, одной пятой  членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, органов  законодательной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации:

А) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;

Б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

В) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

3. Конституционный  Суд Российской Федерации разрешает  споры о компетенции:

А) между  федеральными органами государственной  власти;

Б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

В) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 1

 
 
 
 

1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx

3

4. Конституционный  Суд Российской Федерации по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном  федеральным законом.

5. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, органов  законодательной власти субъектов  Российской Федерации дает толкование  Конституции Российской Федерации.

6. Акты  или их отдельные положения,  признанные неконституционными, утрачивают  силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации  не подлежат введению в действие  и применению.

7. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросу Совета Федерации дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

 Принципиальных  изменений по сравнению с ранее  действующим регулированием деятельности  Конституционного Суда всего  два: отныне Конституционный Суд  утратил право рассматривать  дела по собственной инициативе  и оценивать конституционность  действий тех или иных должностных  лиц, а также конституционность  партий. Конституционный Суд проверяет  только нормативные акты и  только по запросам или жалобам. 

Еще одно изменение, которое вряд ли можно  считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума  приняла новый закон о Конституционном  Суде – федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде  Российской Федерации».

12 июля  за предложенную редакцию проголосовал  Совет Федерации. 21 июля закон  был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован. 

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной  основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных  на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. 1

1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx

4

А в  марте 2005 года в Федеральный Конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены  поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали  быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи  исполняют свои полномочия со дня  назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.  

Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115  Федерального Конституционного Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург». 

Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное  судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.

Последние изменения федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошли в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок  назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как  вместо должности судьи-секретаря  была введена должность второго  заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два  его заместителя  назначаются  на свои должности  Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого  срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

В настоящее  время уже ведется работа по подготовке новых законодательных предложений, касающихся совершенствования процедур конституционного судопроизводства с  учетом накопленной практики деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.1

 
 
 
 
 
 
 

1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx

5

Глава 2. Понятие и сущность Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой.1

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном  управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.2

 
 
 
 
 
 
 
 

1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15574

2Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юрист, 2003г.

6

2.1 Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда РФ.

Информация о работе Конституционный Суд, как один из аспектов осуществления судебной власти в России