Конституционный Суд, как один из аспектов осуществления судебной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:49, реферат

Описание

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Работа состоит из  1 файл

Реальный реферат по тгп.docx

— 38.28 Кб (Скачать документ)

Председатель  Конституционного суда России будет  назначаться на шестилетний срок аналогично полномочиям глав Высшего  арбитражного и Верховного судов. Соответствующую  поправку к уже одобренному Госдумой в первом чтении законопроекту о  новом статусе главы КС предложил  президент Дмитрий Медведев, сообщает "Коммерсант". В настоящее время  срок полномочий председателя Конституционного суда составляет три года.

Кроме того, согласно новой редакции закона, председатель КС теперь будет не избираться самими судьями, а назначаться Советом  федерации по представлению президента.

Согласно  Конституции, Совет федерации назначает  по представлению президента судей  всех высших судов страны, включая  Конституционный суд, а также  председателей и зампредов Верховного суда и Высшего арбитражного суда России. Председателя КС, его заместителя  и судью-секретаря, согласно действующему законодательству, выбирают сами 19 конституционных  судей тайным голосованием на закрытом пленарном заседании.

Президентский законопроект о новом порядке  назначения председателя КС и двух его заместителей в первом чтении одобрила Госдума. В знак протеста в  голосовании не участвовала фракция  ЛДПР. Против законопроекта голосовали депутаты КПРФ.

По закону о "О статусе судей" кандидатуры  председателей Высшего арбитражного и Верховного судов президенту отбирает Высшая квалификационная коллегия судей. Таким образом, президент при  внесении кандидатур председателей  этих двух судов опирается на мнение судейского сообщества. Но судьи КС в ВККС не входят, а их мнение, согласно президентской поправке, при внесении кандидатуры председателя КС не учитывается.

Генрих  Падва, адвокат:

«Это несколько ущемляет самостоятельность судей, их право на какую-то автономию, а также делает председателя Конституционного суда более управляемым. Я думаю, здесь есть и положительные, и отрицательные моменты. Положительное – некая унификация. Может быть, даже правильно, что председатели всех высших судов будут назначаться на одинаковый срок.1

 

http://grani.ru/Politics/Russia/m.151338.html

7

Но было бы логичнее избирать председателей  Верховного и Высшего арбитражного судов, а не приводить Конституционный  суд в соответствие с тем порядком, в котором они назначаются. В  унификации есть логика, но с этим определенно  будет ущемляться самостоятельность  судей и их решений.»1

Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном  Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его

участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. 2

 
 
 

1http://grani.ru/Politics/Russia/m.151338.html

2http://pravo.a-program.ru/konstitucionniy-sud-rossiyskoy-federacii-1.html

 

8

Судья Конституционного Суда РФ считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется  семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в  порядке и по основаниям, установленным  этим Законом. Конституционный федеральный  закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.1

Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Состав 1 Палаты:

  • АРАНОВСКИЙ Константин Викторович
  • БОЙЦОВ Александр Ильич 
  • БОНДАРЬ Николай Семенович
  • ГАДЖИЕВ  Гадис Абдуллаевич
  • КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич
  • КРАСАВЧИКОВА Лариса Октябриевна
  • МАВРИН Сергей Петрович
  • РУДКИН Юрий Дмитриевич
  • ХОХРЯКОВА Ольга Сергеевна
  • ЯРОСЛАВЦЕВ Владимир Григорьевич

Состав 2 Палаты:

  • ДАНИЛОВ  Юрий Михайлович
  • ЖАРКОВА  Людмила Михайловна
  • ЖИЛИН Геннадий Александрович
  • ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
  • КЛЕАНДРОВ Михаил Иванович2

1http://pravo.a-program.ru/konstitucionniy-sud-rossiyskoy-federacii-1.html

2http://www.ksrf.ru/Info/Chambers/Pages/default.aspx

9

  • КОКОТОВ  Александр Николаевич
  • КАЗАНЦЕВ Сергей Михайлович
  • МЕЛЬНИКОВ Николай Васильевич
  • СЕЛЕЗНЕВ Николай Васильевич1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1http://www.ksrf.ru/Info/Chambers/Pages/default.aspx

 
 

10

Глава 3. Компетенция и порядок деятельности Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд в соответствии с законом  обладает широкими полномочиями для  защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Можно выделить следующие типы актов, подлежащих рассмотрению Конституционным удом с точки зрения их соответствия Конституции  Российской Федерации:

  1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.
  2. Акты субъектов Федерации- конституции республик, уставы,  законы и иные нормативные акты, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов. 
  3. Внутригосударственные и внутрифедеральные договоры РФ, причем их два вида: договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и договоры между органами государственной  власти самих субъектов Российской Федерации.
  4. Не вступившие в силу международные договоры РФ.

Конституционный Суд также обладает полномочиями в сфере правотворчества. Он обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. По запросу  Совета Федерации Конституционный  Суд РФ даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной  измене или совершения иного тяжкого  преступления.1

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный  Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.2

 

1А.В. Малько «Конституционное право России в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие», М.: Юристъ, 1999. с.184

2Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юрист, 2003г.

 
 

11

Решения Конституционного Суда Российской Федерации  обязательны на всей территории Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах  Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации.1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юристъ, 2003г.

 
 

12

Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ как судебные прецеденты.

Юридическая наука нашей страны занимается проблемами судебной практики не одно десятилетие. Предметом дискуссий неоднократно являлся вопрос о том, может ли решение суда рассматриваться как  прецедент, то есть приниматься за обязательный образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов. В советский  период С.Н.Братусем и А.Б.Венгеровым было высказано мнение, что если норма права устанавливает меру поведения, то судебная практика накапливает конкретные формы поведения в границах этой меры. Отсюда делался вывод о признании руководящих разъяснений Верховного Суда СССР  прецедентом толкования или выработкой правоположений на основе раскрытия смысла и содержания правовых норм.

 Ныне  проблема судебного прецедента  приобрела в России особую  остроту.

Причины этого: наделение Конституционного Суда РФ правом толкования Конституции  РФ и проверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле; закрепление в  Конституции РФ ее прямого действия  и права обжалования в суд  актов органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; наличие общемировой тенденции  сближения правовых систем; ориентация руководства страны на политико-идеологические стандарты “цивилизованных” стран, в первую очередь США, без учета национальных особенностей.

В этой связи правомерен вопрос о плюсах и минусах судебного прецедента и, главное, мере его оптимального применения.

При решении  конкретных дел Конституционный  Суд РФ рассматривает свои предыдущие решения по аналогичным делам  в качестве судебных прецедентов, отказывая  в таких случаях в рассмотрении жалобы по существу, и прекращает производство по делу (СЗ РФ, 1999, № 1, ст.230, № 8, ст.1092 и  др.).

Информация о работе Конституционный Суд, как один из аспектов осуществления судебной власти в России