Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Описание

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата.

Содержание

Понятие законности и дисциплины в государственном управлении, способы их обеспечения. 2 – 5 С.
Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 5 – 8 С.
Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 8 – 15 С.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 – 18 С.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.97 Кб (Скачать документ)

ПЛАН:

  1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении, способы их обеспечения.                                                                        2 – 5 С.
  2. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.                                                              5 – 8 С.
  3. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.                                                             8 – 15 С.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                            16 – 18 С. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Понятие законности и дисциплины в государственном  управлении, способы  их обеспечения.

    Законность  представляет собой режим неуклонного  действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками  общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными  организациями - законов и иных нормативных  актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением  юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного  соблюдения. Диктатура закона - необходимое  условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия  в нашей стране, действие демократических  институтов, защиту и охрану прав и  интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

    Одним из важнейших принципов законности является ее неразрывная связь с  государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных  нормативных актов — важнейшее  требование как законности, так и  государственной дисциплины, что  и послужило основанием считать  законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями. При всей близости законности и государственной  дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что  дисциплина охватывает порядок поведения  людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений  (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.

    Обеспечивать  законность — это значит пресекать  малейшие нарушения закона, предупреждать  их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать  нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего  соблюдения целей и буквы закона.

    Верховенство  закона, режим законности — необходимый  аспект правого государства. Без  этого невозможен элементарный порядок  в обществе.

    Верховенство  закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы регулируются законами, т.е. актами представительных органов власти Российской Федерации. Акты всех иных органов и организаций  должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной  законом компетенции данного  органа или организации. Сущность этого  принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих Обязанностей перед законом.

    Деятельность  по обеспечению законности в государственном  управлении осуществляется по двум основным направлениям:

    1) обеспечение  строгого соблюдения законности  каждым звеном аппарата управления  и каждым его работником в  целях организации четкой его  работы, поддержки государственной  дисциплины;

    2) обеспечение  охраны и защиты прав и законных  интересов граждан в повседневной  деятельности аппарата управления.

    В целях  обеспечения реального осуществления  законности в деятельности всех органов  государства, служащих государственных  органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает  на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами  и методами повседневно следить  за тем, чтобы никто законность не нарушал.

    К гарантиям  обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями  о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются  в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка  применения норм, который максимально  предупреждал бы возможность нарушений.

    В то же время наличие этих объективных  факторов само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные  меры, заклю­чающиеся в деятельности определенных органов и должностных  лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу  гарантий организационно-правовых, поскольку  обеспечением законности заняты, как  правило, специальные государственные  органы, наделенные правовыми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротестование и т.д.)-

    Иногда  деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых  правовых ограничений или мер  административного принуждения.

    Таким образом, деятельности по обеспечению  законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридически-властными полномочиями.

    Подобного рода деятельность и понимается в  качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих  правовых актах и осуществляется специальными методами.

Контроль  как способ обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении.

    Среди способов обеспечения законности и  дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Высокая требовательность, систематический  и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством  укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов  исполнительной власти чувства ответственности.

    Контроль  осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной  из функций, методом реализации управленческой компетенции.

    Органы  исполнительной власти, осуществляя  управление сферами и отраслями  жизнедеятельности, широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью  подчиненных им звеньев управления, контролируют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений  вышестоящих органов.

    Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.

    Контроль, осуществляемый органами представительной власти. Органы представительной (законодательной) власти (Федеральное Собрание —  Парламент Российской Федерации), законодательные  органы субъектов федерации, соответственно, осуществляют контроль за исполнением  федерального бюджета, бюдже­тов субъектов  федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетные палаты. Государственная  Дума рассматривает отчет Правительства  Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации.

    Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Важными контрольными полномочиями обладает Президент Российской Федерации. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Контроль  от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные  подразделения (окружные инспекции).

Соответствующими  контрольными полномочиями в управлении обладают представительные и исполнительные органы субъектов федерации.

    Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые  государственные комитеты и иные федеральные ведомства России и  их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов  управления, организационно им не подчиненных.

    Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами — руководителем  лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной  службой) деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

    Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы указанных объектов контроля). Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных  лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриведомственный контроль — неотъемлемая часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее. Поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

Надзор  как способ обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении

    Надзор  как способ обеспечения законности заключается в постоянном, систематическом  наблюдении специальных государственных  органов за деятельностью не подчиненных  им органов или лиц с целью  выявления нарушений законности. Надзор имеет своей целью обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

    Надзор  как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается  в постоянном, систематическом наблюдении спе­циальными государственными органами за деятельностью не подчиненных  им органов или лиц с целью  выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

    Основными чертами надзора являются:

    • органы надзора осуществляют свои функции  и полномочия в отношении тех  объектов, которые им организационно не подчинены;

    • в  процессе контроля могут применяться  меры дисциплинарного воз­действия в отношении виновных лиц;

    • в  соответствии с действующим законодательством  органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности подконтрольных объектов.

    Различаются две организационные формы надзора  в сфере управления:

    надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом  работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших  к ним заявлений, жалоб, дел;

    надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция  является главной или важнейшей (например, система государственных  комитетов санитарно-эпидемиологического  надзора, Государственный антимонопольный  комитет и др.).

    Деятельность  органов надзора надведомственна (распространяется на все поднадзорные объекты независимо от ведомственной  принадлежности).

    Различаются два вида надзора: прокурорский и  административный.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"