Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Описание

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата.

Содержание

Понятие законности и дисциплины в государственном управлении, способы их обеспечения. 2 – 5 С.
Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 5 – 8 С.
Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 8 – 15 С.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 – 18 С.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.97 Кб (Скачать документ)

    Прокурорский  надзор. Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.Общий прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты органов и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. Законом обусловлены формы реагирования прокурора на нарушения законности:

    - протест  на противоречащий закону правовой  акт - направляется в орган,  его издавший, или в суд (содержит  требование отмены или приведения  в соответствие с законом опротестованного  акта). По общему правилу это  не приостанавливает его действие;

     - представление  (реагирование на факты нарушения  закона) - вносится в орган, который  полномочен принимать меры по  устранению этих наруше­ний. Представление  подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление прокурора готовится  на основе материалов прокурорских  проверок и преследует цель  устранения нарушений законов,  причин нарушений и способствующих  им условий. Каждое представление  индивидуально по своему содержанию.

     - постановление  о возбуждении уголовного дела  или производства об административном  правонарушении - направляется в  уполномоченный орган;

    - предостережение  о недопустимости нарушения закона  – направляется должностному  лицу в целях предупреждения  при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях.

Административный  надзор. Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства. Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и ра­диационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения. Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

    1) по  предупреждению правонарушений: требовать  устранения выявленных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные  объекты, давать разрешения на  строительство, производство продуктов  питания, досматривать транспортные  средства;

    2) по  пресечению правонарушений: выносить  предписания о приостановлении  работ, запрете эксплуатации технически  неисправных транспортных средств;

    3) по  привлечению к ответственности  виновных лиц: возбуждают и  рассматривают дела об административных  правонарушениях, налагают административные  взыскания;

    4) по  нормотворчеству: самостоятельно  или совместно с другими органами  разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы, правила.

    Иногда  смешивают два понятия административный надзор и надведомственный контроль, однако они имеют различия:

    Во-первых, по их содержанию. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния  дел подконтрольного объекта  не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых  решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта  надзора, приобретая тем самым юридическую  окраску.

    Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны  с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного  объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования  дисциплинарной власти — привлечение  к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения  провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

    В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. Административный надзор включает три его разновидности:

     а)  осуществляется в отношении неопределенного  (неперсонифицированного) круга лиц  независимо от их ведомственной  подчиненности и формы собственности,  не находящихся в каком-либо  подчинении органов надзора (правил  пожарной безопасности);

    б) распространяется на определенный круг граждан, должностных  лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам (за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования  огнестрельного оружия);

    в) персонифицированный  административный надзор (ОВД в отношении  некоторых граждан, освобожденных  из мест лишения свободы).

    В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется  в деятельности большого числа государственных  органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет), государственные инспекции  и надзоры, входящие в состав различных  министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные  органы (например, морской, речной, авиационный  регистры). Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют: государственные комитеты (например, стандартизации и метрологии) и некоторые  министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования, Федеральная служба безопасности).

    В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных  и правовых формах (проверка знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным  оружием лиц, занимающихся частной  охранной деятельностью).

    Организационно  административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

    предварительный — анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение  до объекта надзора соответствующих  норм, правил его функционирования;

    текущий — систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения и ответственности, восстанавливается нарушенный порядок;

    заключительный  — анализ общего положения объекта  надзора, выявление тенденций, разработка предложений.

    Административного надзор имеет свои специфические  правовые формы осуществления: оформление и выдача гражданам и юридическим  лицам различных разрешений, лицензий.

    В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора  основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и  жалобам, а также по собственной  инициативе. Методы внешнего контроля разнообразнее: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

    В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного  принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные  меры (карантин), меры пресечения (запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального  обеспечения (изъятие вещей, товаров  и документов), административные наказания. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

    Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24.06.1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

    Федеральный конституционный закон РФ «Об уполномоченном по правам человека» от 25.12.1996 г. //Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

    Кодекс  РФ об административных правонарушениях. – Владивосток, 2002.

    Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

    Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 18.10.1995 г.) //Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; Российская газета. - 1999. - 17 фев.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 г. (в ред. ФЗ от 30.10.2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.- № 33 (Ч.1). – Ст. 3436; 2002. - № 44. – Ст. 4297.

    Положение о Главном контрольном управлении Администрации Президента Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 16.03.1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 12. – Ст. 1066.

    Положение об Администрации Президента Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 02.10.1996 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 41. - Ст. 4689; Российская газета. - 1997. - 26 апр.

    Веденкин  П.П., Черепанов А.В. Обеспечение законности в деятельности милиции: Учебное пособие. – Челябинск, 1997. – 47 с.

    Гавриленко  Д.А. Государственная дисциплина: Сущность. Функции. Значение. – Минск, 1988. – 326 с. Горницкий А.А.

    Государственная дисциплина. – Киев, 1989. – 189 с.

    Горшенев  В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. – М., 1987. – 175 с.

    Карпекин  Ю.Б. Законность и ее обеспечение  в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. – Хабаровск, 1991. – 54 с.

    Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре» / Под ред. Ю.Н.

    Скуратова. – М., 1996.

    Ремнев  В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан. – М., 1972.

    Ремнев  В.И. Социалистическая законность в  государственном управлении. – М., 1979.

    Самощенко И.С. Охрана режима законности советским  государством. – М.,1960.

    Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (Проблемы надведомственного контроля). – М., 1974. – 160 с.

    Туманова  Л.В. Рассмотрение судами дел, вытекающих из публично - правовых отношений. –  Тверь, 1998.

    Хаманева  Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. – М.,1997. – 216 с.

    Хаманева  Н.Ю. Судебный контроль за реализацией  прав граждан в сфере исполнительной власти. – М., 1999. – 110 с.

    Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Классические и  современные системы судебного  контроля за администрацией //Юридический мир. 2002. № 11. С. 23.

    Дмитриев  Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблемы контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. - 1996. - № 4. - С. 88 - 92.

    Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до

    Постановления Конституционного суда РФ // Российская юстиция. – 1998. - № 9. – С.2 - 4.

    Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. – 1998. - № 7. – С. 43 - 47.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"