Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа

Описание

Эти и им подобные вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно. Ибо от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………………………………...4
2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства……………………………………6
3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………………………………...4

2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства……………………………………6

3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………...14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.

Что она представляет? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимают и какую роль играют государство и право?

Эти и им подобные вопросы издавна  привлекали внимание отечественных  и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно. Ибо от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.

Политические  системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих  в политической жизни той или  иной страны.

Для этого поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию): изучить понятие, характеристику основных элементов политической системы общества; обозначить место и роль государства в политической системе общества.

 

 

 

 

1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

 

Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые  объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Сущность определяется как смысл государства, главное  в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Политологи рассматривают  государство как центр политической власти, а экономисты – как один из центров экономической власти. С политологической точки зрения государство - организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм, экономических связей и суверенную территорию. Наличие территориального аспекта часто ведет к тому, что термин «государство» смешивают с термином «страна».

С экономической точки зрения государство - особый субъект хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих  прав в некоторых сферах (контроль над защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право легитимно (т.е. на основании законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции. Помимо контроля государство может заниматься производством и распределением хозяйственных благ.

В руках государства сосредоточены  основные рычаги воздействия на общество: экономические, политические, военные  и др. Государству принадлежит право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения субъектами и гражданами. Государству дается право на легальное применение силы, в том числе и физического принуждения.

Большинство историков, ученых-юристов различают шесть основных теорий происхождения государства:

1) теологическая теория;

2) патриархальная теория;

3) органическая теория;

4) теория насилия;

5) психологическая теория;

6) теория общественного договора (естественного права)

историко-материалистическая теория.

Признаки государства, отличающие его от других организаций  и учреждений общества:

  1. наличие публичной власти; 2) осуществление представительства и управления всем обществом; 3) наличие сложного и организованного механизма управления в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости; 4) объединение на своей территории людей независимо от их расовой, национальной, религиозной и иной принадлежности; 5) ограничение своей территории государственными границами; 6) наличие суверенитета; 7) наличие государственных символов – флага, гимна, герба; 8) осуществление правотворческой деятельности; 9) соблюдение закона и порядка; 10) распоряжение национальными ресурсами; 11) наличие особой финансовой и налоговой системы; 12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты; 13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства  включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом с присущими ему формами и методами.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция, Политическая функция, Организаторская функция, Экономическая функция, Социальная функция, Экологическая функция, Культурная функция, Образовательная функция.

К внешним функциям государства  относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности 
  • Функция поддержания мирового порядка 
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

На этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста  и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются  его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников - земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества.

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы, поэтому возникавшие  проблемы и противоречия между членами  общества решались силой авторитета вождей, общественного мнения и привычек. Однако с развитием общества появилась необходимость адекватного и однозначного решений общих проблем. Осуществление этих функций без специальных органов было невозможно. Происходила дифференциация социальной структуры общества, появилось общественное разделение труда, новые социальные группы (слои и классы), частная собственность. Таким образом сложилась необходимость создания эффективного механизма регулирования взаимоотношений между группами, защиты частной и коллективной собственности. Эти причины обусловили возникновение государства. В настоящее время идет усложнение материальной и духовной жизни общества, поэтому роль государства возрастает, растет число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государства – проблемы экологии, здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

 

Формы государственного правления.

Форма правления – это способ организации высшей гос. власти и система ее взаимоотношений с населением. Форма гос. правления характеризует организацию гос. власти, систему высших гос. органов, порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. В аграрном обществе значение сводилось к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Большую значимость приобрело то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как уравновешиваются их полномочия.

Форма правления показывает, как  создаются высшие органы власти в  государстве, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодействия между  государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной  властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободу граждан.

Различают следующие формы государственного правления:

- Республика (президентская, парламентская, смешанная республики)

- Монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая, парламентская монархии)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Отличительной чертой такой формы правления является: внепарламентский метод избрания президента, внепарламентский метод формирования правительства. Президент является и формально, и юридически, главой правительства – пост премьер-министра отсутствует, правительство несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет ответственность за свою деятельность. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам, т.е. избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Смешанная республика, или полу-президентская характеризуется тем, что правительство формируется президентом, но из числа представителей партии, которая имеет большинство в парламенте. Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом. Президент является главой государства и разделяет исполнительную власть с главой правительства. Парламент может выразить вотум недоверия правительства. В таком случае весь кабинет распускается. Президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом.

Монархия (от греч. «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху и обычно передается по наследству. Различают следующие виды монархий:

Абсолютная  монархия – монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. Правительство или другие органы власти ответственны только перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев отсутствует или является совещательным органом при монархе. Характерным примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия.

Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Конституционная монархия существует в 2 формах:

- Дуалистическая монархия - власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Его полномочия ограничены в законодательной сфере, но широки в сфере исполнительной власти. Парламент не имеет влияния на формирование правительства, его состав и деятельность.

- Парламентарная монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции только номинально. Здесь правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, имеющих большинство голосов на выборах. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства.

Формы государственного устройства

Формы государственного устройства характеризуют территориальное  деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. Основными формами гос. устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное (лат.unitas - «единство) государство – форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Однако в состав государства могут входить автономные образования. В унитарном государстве есть единая конституция, единые для всей страны органы государственной власти, единое гражданство и правовая система. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. В настоящее время почти 90% государств являются унитарными.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"