Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа
Эти и им подобные вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно. Ибо от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………………………………...4
2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства……………………………………6
3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1) Сущность, основные признаки и функции
государства. Причины и условия его возникновения……………………………………………
2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства……………………………………6
3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………...14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).
Сущность определяется как смысл государства, главное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
Политологи рассматривают
государство как центр
С экономической точки зрения государство - особый субъект хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих прав в некоторых сферах (контроль над защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право легитимно (т.е. на основании законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции. Помимо контроля государство может заниматься производством и распределением хозяйственных благ.
В руках государства
Большинство историков, ученых-юристов различают шесть основных теорий происхождения государства:
1) теологическая теория;
2) патриархальная теория;
3) органическая теория;
4) теория насилия;
5) психологическая теория;
6) теория общественного договора (естественного права)
историко-материалистическая теория.
Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества:
Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом с присущими ему формами и методами.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правовая функция, Политическая функция, Организаторская функция, Экономическая функция, Социальная функция, Экологическая функция, Культурная функция, Образовательная функция.
К внешним функциям государства относятся:
На этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.
Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников - земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества.
Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.
В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы, поэтому возникавшие проблемы и противоречия между членами общества решались силой авторитета вождей, общественного мнения и привычек. Однако с развитием общества появилась необходимость адекватного и однозначного решений общих проблем. Осуществление этих функций без специальных органов было невозможно. Происходила дифференциация социальной структуры общества, появилось общественное разделение труда, новые социальные группы (слои и классы), частная собственность. Таким образом сложилась необходимость создания эффективного механизма регулирования взаимоотношений между группами, защиты частной и коллективной собственности. Эти причины обусловили возникновение государства. В настоящее время идет усложнение материальной и духовной жизни общества, поэтому роль государства возрастает, растет число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государства – проблемы экологии, здравоохранения.
2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
Формы государственного правления.
Форма правления – это способ организации высшей гос. власти и система ее взаимоотношений с населением. Форма гос. правления характеризует организацию гос. власти, систему высших гос. органов, порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. В аграрном обществе значение сводилось к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Большую значимость приобрело то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как уравновешиваются их полномочия.
Форма правления показывает, как
создаются высшие органы власти в
государстве, их структуру, какие принципы
лежат в основе взаимодействия между
государственными органами, как строятся
взаимоотношения между
Различают следующие формы
- Республика (президентская, парламентская, смешанная республики)
- Монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая, парламентская монархии)
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Отличительной чертой такой формы правления является: внепарламентский метод избрания президента, внепарламентский метод формирования правительства. Президент является и формально, и юридически, главой правительства – пост премьер-министра отсутствует, правительство несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет ответственность за свою деятельность. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам, т.е. избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Смешанная республика, или полу-президентская характеризуется тем, что правительство формируется президентом, но из числа представителей партии, которая имеет большинство в парламенте. Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом. Президент является главой государства и разделяет исполнительную власть с главой правительства. Парламент может выразить вотум недоверия правительства. В таком случае весь кабинет распускается. Президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом.
Монархия (от греч. «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху и обычно передается по наследству. Различают следующие виды монархий:
Абсолютная монархия – монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. Правительство или другие органы власти ответственны только перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев отсутствует или является совещательным органом при монархе. Характерным примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Конституционная монархия существует в 2 формах:
- Дуалистическая монархия - власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Его полномочия ограничены в законодательной сфере, но широки в сфере исполнительной власти. Парламент не имеет влияния на формирование правительства, его состав и деятельность.
- Парламентарная монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции только номинально. Здесь правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, имеющих большинство голосов на выборах. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства.
Формы государственного устройства
Формы государственного
устройства характеризуют территориальное
деление государства и
Унитарное (лат.unitas - «единство) государство – форма
гос. устройства, при которой его части
являются административно-
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"