Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа

Описание

Эти и им подобные вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно. Ибо от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………………………………...4
2) Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства……………………………………6
3) Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Федерация (лат. federatio - союз) – сложное союзное государство, состоящее из гос. образований (штатов, республик и т.п.), обладающий определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Федерация – это не просто союз государств, а форма полного переустройства всей гос. и общественной жизни объединяющихся субъектов, предполагающая их интеграцию, объединение в особое, но все же единое государство. В федеративном государстве существуют две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы), имеют право принимать региональные законы. Однако субъект федерации не имеет права выхода  сецессии. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и ассиметричные федерации. В симметричных субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, а в ассиметричных он различен.

Конфедерация – союз юридических и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей: оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедерация неустойчива и перерастает либо в федерацию, либо распадается.

Федерализм  России

Особой формой федеративного  устройства характеризуется Российская Федерация, составляющая смешанный  тип. В Конституции РФ закреплены три вида субъектов: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, область). Сложность федеративного устройства России проявляется также в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). На волне суверенизации 90-х гг. резко обострилась проблема децентрализации подобных регионов, так как автономии выражали желание стать полностью самостоятельными и независимыми от областной власти.

В России можно выделить следующие проблемы федерализма:

- Большая часть субъектов  РФ не способна выполнять свои конституционные функции, нуждается в помощи федерального центра;

- расширение участия  ряда субъектов Федерации в  мировом рынке и вовлечение  РФ в глобализацию усиливают  неравномерность развития регионов, увеличивая разницу их социально-экономических уровней;

- малоразвитые взаимосвязи  субъектов, а также слабость  инфраструктур, что затрудняет  решение экономических вопросов.

- увеличивается многоплановое  разнообразие субъектов, что не  позволяет обеспечить в них  одинаковое соблюдение конституционных  принципов и федеральных законов.

 

Правовое  государство: характеристика, признаки и принципы

Правовое государство  начало складываться под влиянием либеральных  конституций. Основой устройства власти такого государства стала ориентация всех его органов на ценности прав человека. Права человека приобрели приоритет перед любыми законодательными актами государства. Таким образом, с утверждением правового государства связано развитие демократии. Социальной основой появления правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.

Признаком правового государства является разделение полномочий властей, функций исполнительной, законодательной и судебной властей. Это свидетельствует о стремлении государства предотвратить монополизацию власти.

 

Основные  принципы правового государства:

- верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни;

- правовой характер  законов, т.е. их соответствие  международным правовым стандартам;

- приоритет прав и  свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо;

- Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся на правовой основе, а также морально-этических обязательствах.

- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Один из  средневековых философов заметил,  что государство –  орган,  призванный пресекать всякую  несправедливость, кроме той, «которую  творит оно само». В современных  государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислить эти средства и кратко их охарактеризовать.

 

Выделяют 3 основные пункта сдерживания несправедливости власти:

1) Разделения властей – теория, по которой государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескьё.  Разделение властей основывается на естественном разделении функций законотворчества, государственного управления, правосудия и государственного контроля. Это разделение необходимо, чтобы сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа, чтобы избежать произвола.

2) Большое количество общественных и правозащитных организаций. Общественные организации – неправительственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. В Федеральном законе указано, что общественные организации создаются для защиты общих интересов и достижение целей объединившихся граждан. Деятельность правозащитных организаций заключается в защите прав человека мирными средствами от произвола государственных структур.

3) Международное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права (государствами, международными межправительственными организациями). Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные – это нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В зависимости от степени участия в политической жизни органы и организации - элементы политической системы в научной литературе подразделяются на следующие группы:

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные  общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения. Решающая роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества - всегда играло и продолжает играть государство.

В структуре  политической системы общества государство  является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Его можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.

В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое  расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

Право является необходимым стабилизирующим  фактором политической системы. Источниками  права являются не только нормативные  акты, но и обычаи, традиции, прецеденты, а также решения (законы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1) www.wikipedia.org

 

2) материалы лекций

 

3) Политология: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999, - 367 с.

 

4) Боер А. А.,Кузнецов  Э. В.,Старовойтова О. Э. Теория государства и права: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Редакционно-издательский центр ГУАП, 2007. — С. 151.

 

5)Пиголкин А. С.,Головистикова  А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов  А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63.

 

6) Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.:Аспект пресс, 2001.




Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"