Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание

1. Дайте общую характеристику гражданского, договорного и семейного права по Законам Хаммурапи. Покажите, как проявляется социальное неравенство в данных областях права. Свои выводы обосновывайте ссылками на конкретные статьи первоисточника.
Для такого источника древневавилонского права, как Законы царя Хаммурапи характерны незавершенность, тесная связь права с религией и ритуалами, а так же казуистичность норм права, то есть статьи законов излагали норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Например: " Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб". (Ст. 200).

Работа состоит из  1 файл

Контрольная зарубежка Вопрос 3.docx

— 49.27 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кубанский государственный  аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Вариант № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

 

факультета заочного обучения

 

специальности «Юриспруденция»

 

уч. группы  № 4

 

Сизинцева Ксения Игоревна


 

 

 

Краснодар 2012                                                     

1. Дайте общую  характеристику гражданского, договорного  и семейного права по Законам  Хаммурапи. Покажите, как проявляется  социальное неравенство в данных  областях права. Свои выводы  обосновывайте ссылками на конкретные  статьи первоисточника.

Для такого источника древневавилонского права, как Законы  царя Хаммурапи  характерны незавершенность, тесная связь права с религией и ритуалами, а так же казуистичность норм права, то есть статьи законов излагали норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Например: " Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб". (Ст. 200).

Этот свод законов затрагивает  самые различные вопросы права, но он весьма далек от точности, четкости и полноты. Нет в нем и строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Гражданское право.

Что касается гражданского права, то в Древнем Вавилоне оно развито слабо. В Законах Хаммурапи, как было сказано выше, гражданское право тесно переплетается с уголовным. Так как в них нельзя найти четкого понятия преступления,  правонарушения и перечня всех деяний, которые признаются преступными.

Закон выделяет государственную (царскую) и  церковную собственность. Царским и храмовым хозяйством управлял царь, а земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду и передавались за службу. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

В Вавилоне существовали следующие  виды земельной собственности:

·        царская;

·        храмовая;

·        общинная;

·        частная.

Общинная собственность  находилась или в коллективном владении или в частно-семейном владении. Полноправие жителя Древнего Вавилона было напрямую связано с земельным  наделом общинной земли. Если он покидал общину, то он не только терял земельный надел, но и даже жена могла отказаться от него (ст. 136).

 При царе Хаммурапи  частная собственность на землю  достигла наивысшего уровня развития. С развитием частной собственности  на землю происходил упадок  общины. Земли могли свободно  продаваться и сдаваться в  аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны  общин на подобные сделки не  существовало. Большую роль в  земельных отношениях того времени  играет аренда земли, поэтому  в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли, а так же ответственности арендатора за нерадивость (ст. 42-52; 60).

В законах так же имеются  статьи о возмещении ущерба вследствие непреднамеренного уничтожения  урожая общины. «Если человек поленится  укрепить плотину своего поля …  и… в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек … должен возместить хлеб, который он погубил» (ст. 53). А если человек не имеет возможности возместить хлеб, то согласно ст. 54, он должен продать свое движимое имущество, а деньги должны быть поделены между членами общины, которым был нанесен ущерб.

   Земельные наделы  воинов и имущество солдат  подчинялись особому правовому  режиму. По Законам Хаммурапи воинский надел исключался из торгового оборота и любая сделка, относительно такой земли, считалась ничтожной. Это касается  всего имущества воинов, полученного от царя за службу (ст. 35-37). Воинская земля не переходила по наследству. Если же воин бросал свое поле, сад или дом на срок более одного года, то он терял право на данное имущество (ст. 30-31).

Договорное право.

Законы царя Хаммурапи  отличаются от  других месопотамских  законодательных актов наибольшей степенью разработанности и полноты  норм, касающихся договорных отношений.

По Законам  царя Хаммурапи  существовали следующие виды договоров:

- договор купли-продажи;

- договор аренды;

- договор личного найма;

- договор имущественного  займа;

- договор займа;

- договор хранения;

- договор товарищества.

Все сделки делились на две  группы: 1) с отчуждением вещи и 2) без такового.  К первому виду относились сделки купли-продажи, дарения раздела наследства, усыновления. Данный вид сделки требовал выполнения более строгих условий, чем второй. Второй тип представлял собой письменные договора, клятвы, присутствие свидетеля и прочее. К нему относились: личный и имущественный найм, займ, договоры хранения, товарищества, поручения.

  В условиях развития института частной собственности на движимое и недвижимое имущество наибольшее развитие получил договор купли-продажи.

При совершении сделок купли-продажи требовалось заключение письменного договора (на глиняных табличках) с регистрацией специальным чиновником. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей (это обязательно). « Если человек купит из руки сына человека или из рук раба человека без свидетелей договора … либо серебро, либо золото, либо раба, …, либо овцу, …, либо что бы то ни было, то этот человек вор …» (ст.7). Хозяин вещи должен быть ее действительным собственником и мог гарантировать покупателю невозможность от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (это касалось неотчуждаемых царских земель). Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать покупателя обо всех скрытых недостатках объекта сделки. Если же продавец преднамеренно скрыл изъяны вещи, то договор купли-продажи мог быть расторгнут в течение одного месяца (ст. 278).

Ответственность за неисполнение договора была различной. Неисполнение договора влекло за собой имущественную  ответственность, выражавшуюся в обязанности  возместить ущерб контрагенту в  многократном размере. Изменить договор  можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключением из этого  правила были случаи, когда исполнение обязательства становилось невозможным  по независящим от той или другой стороны обстоятельствам. К таким  обстоятельствам относились стихийные  бедствия. Т.е. законодательно уже было закреплено понятие, похожее на современные  понятия форс-мажора.

В Законах царя Хаммурапи  содержится большое количество статей, связанных с ответственностью арендатора земли. Плата  за аренду поля составляла 1/3 от урожая, за аренду сада - 2/3 урожая. Арендатор должен был обрабатывать землю добросовестно, и платить установленную арендную плату, даже если не было урожая (ст. 41-43; 52).

Арендная плата чаще всего  взималась вперед, но иногда в договор  включались условия о выплате  части урожая. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был заплатить арендодателю исходя из объема урожая, выращенного соседями (ст.42). С другой стороны, арендодатель не имел права отнимать данное в аренду в первый год. Предусматривалась так же ответственность арендатора в чрезвычайных ситуациях, например, если «Адад» (бог грома, молнии и дождя) затопил урожай, то убыток полностью ложился на земледельца, то есть арендатора (ст. 45).

Кроме аренды поля и сада Законы Хаммурапи  упоминают о  различных видах  имущественного найма: помещений (ст. 78), домашних животных, судов (ст. 237) и т.п.  При этом устанавливалась не только плата за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Например, если  человек нанял быка или осла и причинит ему смерть или повреждения, то он обязан возместить ущерб хозяину, то есть отдать быка за быка (ст. 245-246). В случае смерти быка, если смерть причинил наниматель, он возмещает хозяину быка за быка, но если наниматель не причастен к смерти быка, то он должен произнести клятву богом и быть свободным от ответственности (ст. 244; 249).

Наряду с имущественным  наймом подробно рассматривается личный найм. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий: врачей, корабельщиков, строителей; и наймом сельскохозяйственных работников и рабов. Размеры оплаты услуг врача напрямую зависели от социального положения пациента (ст. 215-217). Так же Законы Хаммурапи предусматривали наказания  для данных лиц за не выполнение и не качественное выполнение обязательств (ст. 215-220; 235; 229-232).

Довольно  подробно законы регулируют договор  займа. Он отличался  суровостью с одной стороны. С  другой стороны, характерной чертой для этих договоров было стремление оградить должника от кредитора и  предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения  об ограничении процентов, взимаемых  ростовщиком, как с денежного, так  и с натурального займа, максимальном сроке отработки, ответственности  кредитора в случае смерти «заложника»  в результате дурного обращения  с ним (ст.115-119).   По  договору денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% в серебре или 33,5% в пересчете на хлеб (ст. 89). При превышении этих норм кредитор терял все данное взаймы. Такие же последствия наступали при самовольном изъятии хлеба у должника (ст. 113).  Возврат долга мог происходить по частям. С согласия кредитора, долг мог быть перенесен на другое лицо, с изготовлением для этого специального документа. Это было своеобразным прообразом векселя.

  В Законах Хаммурапи  описан так же договор хранения. За  несоблюдение условий договора  хранения (поклажи), если таковой  был правильно  оформлен, при  попытке не возвратить взятое  на хранение причиталось двукратно  возместить ущерб (ст. 120; 124).

  Имел место и договор о товариществе в целях получения прибыли от совместно вложенных денег. Прибыль или убытки, полученные по такому договору, предписывалось делить поровну между всеми товарищами (ст. 99).

Семейное право.

Брачно-семейные отношения  в Древнем Вавилоне имели ряд  особенностей по сравнению с другими  древневосточными государствами.  Господствовали патриархальные отношения. Глава семьи  рассматривался как собственник  всего имущества семьи, а значит всех членов семьи. Власть отца над  детьми проявлялась в возможности  продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей, выбирать мужа для дочери и невесту для сына. Но закон ограничивал эти права. Так, отец не мог лишить наследства сына, который ни в чем не провинился перед своим отцом (ст. 168).

     Требования  брачно-семейных законов были  общими для всех сословий. Само  заключение брака сводилось к заключению устного или письменного договора между семьями жениха и невесты. Без договора женщина как жена не рассматривалась (ст. 128).

     В Древнем  Вавилоне при царе Хаммурапи  проявилась тенденция к ослаблению  власти мужа над женой, отца  над детьми. Замужняя женщина  не была бесправна: она могла  иметь свое имущество, заниматься  торговлей, быть жрицей, сохраняла  право на приданое, имела право  на развод, могла вместе с детьми  наследовать имущество после  смерти мужа, выступать в качестве  свидетеля в суде, а так же могла повлиять на содержание договора при бракосочетании. Хотя в общественном сознании её роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа.

  При этом препятствием  к заключению брака  не служили  ни ранний возраст невесты,  ни отсутствие согласия невесты.  В некоторых случаях препятствием  к браку не было даже то, что муж является рабом (ст.175-176).

  Условием брака был  выкуп – «тархатум», который жених  платил семье невесты в качестве  компенсации за потерю рабочей  силы. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им отданного выкупа, а со стороны тестя – возврат двойной платы выкупа жениху (ст. 159-160).

   Супруги должны  были соблюдать в браке   взаимные обязанности: жена –  хранить  верность, муж – обеспечивать  средства к существованию. 

     При этом  брак не был священным и  нерасторжимым. Инициатором развода  могли быть как мужчина, так  и женщина. При этом муж не  мог покинуть больную проказой  жену. Но мог уйти от бесплодной  жены, дав ей выкуп и ввернув  приданое (ст.138). И только женщину  расточительную и позорящую своего  мужа  можно было покинуть без  всякой выкупной платы, сделать  рабыней в своем доме или  бросить в воду (ст. 141; 143).

     Прекращение  брака  происходила со смертью   одного из супругов или в  результате развода, который был  легко осуществим для мужа, но  не для жены. Лишь в нескольких  законах упоминается о возможности  женщины развестись со своим  мужем: при необоснованном обвинении ее мужем в прелюбодеянии, при злостном нарушении мужем верности или оставлении мужем дома и местности (ст. 142; 134-135).

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"