Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:51, контрольная работа
1. Дайте характеристику политического режима и его основных форм. Проанализируйте изменения политического режима в российской истории. Каким образом форма политического режима Российской Федерации закреплена в действующем законодательстве? Как бы вы охарактеризовали политический режим современной России?
2. Охарактеризуйте основные типы правового регулирования. Каким образом тип правового регулирования, избранный законодателем, влияет на статус субъектов соответствующих правоотношений? Каковы различия типов правового регулирования в отраслях публичного и частного права? Обоснуйте вывод примерами.
Суровым экзаменом на верность этим идеалам, на преданность Родине стала Великая Отечественная война. И в трудные послевоенные годы наша страна двигалась вперед по пути экономического, научно-технического прогресса, осваивала атомную энергию, открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки, культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Несомненные успехи определялись тем, что реальная практика опиралась на вековые российские традиции: коллективизм - на общинность и соборность, трудовой энтузиазм - на трудовую российскую мораль, укрепление государства - на державность.
В послевоенное время общество стало все более настороженно воспринимать факты беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на перемены, особенно усилившаяся после смерти Сталина.
Требовались более гуманная политика, экономические реформы и демократические перемены. Во второй половине 50-х гг. во главе с Н. С. Хрущевым такие преобразования, хотя и половинчатые, последовали. Были разработаны и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения, осуждались произвол и беззаконие сталинского режима, делались шаги по укреплению законности, развитию демократии. В стране была создана более или менее благоприятная обстановка для развития юридической науки для активного совершенствования законодательства. Хрущев резко ограничил поле действий карательных органов, начал демократизацию политической системы, децентрализацию управления, сокращение государственного аппарата и армии.
Новым
ставленником элиты стал ее достаточно
типичный представитель Л.И.Брежнев.
Он сначала продолжил
Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийности, что благотворно сказывается на функционировании власти. Перестраивается политическая система общества. Была создана двухуровневая представительная система - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР - и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы. Президент вышел из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в выработке решений.
Эти
радикальные изменения в
Б.Н. Ельцин последовательно осуществил
ряд мер, выходивших за пределы тогдашней
Конституции СССР – запретил КПСС, а 8
декабря 1991 г. подписал Беловежское соглашение
о роспуске СССР.
Период конца 1980-х - начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. однозначно затруднительно, были проявления, как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева. 10
Что касается современной России, то согласно ч.1, ст. 1, гл.1, раздела 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года «Российская Федерация – России есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Политический режим современной России скорее всего является переходным периодом от советского тоталитаризма через авторитарно-либеральный режим к демократии. За столь недолгий период страна и народ еще не избавились от пережитков прошлого. Нынешняя демократия с оттенками авторитаризма в деятельности государственного аппарата, отягощенная бюрократией в непомерно раздутом чиновничьем аппарате. Разрастается правящая партия с неограниченными возможностями, разрастается государственный аппарат, тенденция усиливается, как следствие злоупотребляющая властью бюрократия тормозит внедрение новых законов и их реальное действие, как следствие неэффективность системы препятствует развитию малого и среднего бизнеса в России. Необходимо принятие законов, разработка программ, способствующих формированию и развитию этой прослойки общества, как среднего класса, стабилизирующего экономику. Отрыв богатых от бедных слишком велик. При богатом меньшинстве большинство бедных и нищих. Вряд ли все это присуще демократии.
Хотя демократические тенденции так же присутствуют в современной России. Несмотря на то, что население страны в большей своей части инфантильно ждет перемен к лучшему, надеясь, что правительство государства сильной рукой решит все проблемы, идет постепенное формирование гражданского общества, выборность органов власти на всех уровнях, соблюдение прав и свобод граждан, реально действующая политическая оппозиция, свобода слова, независимые СМИ.
Для
усиления в России демократических
тенденций необходимо проведение реформ,
имеющих положительный
2. Охарактеризуйте основные типы правового регулирования. Каким образом тип правового регулирования, избранный законодателем, влияет на статус субъектов соответствующих правоотношений? Каковы различия типов правового регулирования в отраслях публичного и частного права? Обоснуйте вывод примерами.
Социальное регулирование в человеческом обществе различной степени организованности, упорядоченности для достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется с помощью системы средств и способов регламентации поведения, может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. 12
В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
1. отношения
людей по обмену ценностями (как
материальными, так и
2.
отношения по властному
3. отношения
по обеспечению правопорядка, которые
призваны обеспечить
Характер,
вид общественных отношений, составляющих
предмет правового
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера. 15
Например: трудовой договор (ТД), заключенный между «Архитектурным Бюро «Курортпроект» с одной стороны и мной с другой стороны закрепляет, регулирует интересы сторон в сфере частного права.
Например: трудовой договор (ТД), заключенный между «Архитектурным Бюро «Курортпроект» с одной стороны и мной с другой стороны закрепляет, регулирует интересы сторон в сфере частного права.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения, где приоритетным является общесоциальный интерес, в первую очередь государство. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
По степени категоричности правовых предписаний выделяются методы правового регулирования:
Императивный метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, а не иначе.
Диспозитивный метод, который дает возможность сторонам самим отрегулировать правовые взаимоотношения, если договоренность не состоялась, возникает обязанность следовать правовому предписанию.
По характеру отношений между сторонами правоотношения, по характеру зафиксированного в норме права предписания, по способам воздействия на поведение людей выделяют способы правового регулирования:
Управомочивание - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав, комплекс дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий.
Пример: ТД предоставляет мне право пользоваться имуществом организации в целях достижения цели (выпуска проектной документации), в то же время обязывает бережно к нему относиться.
Обязывание - предписание совершить какие-то действия.
Пример: ТД обязывает меня выполнять работу добросовестно и в срок, а организация обязуется выплачивать заработную плату после подписания сторонами договора, акта приема выполненных работ с учетом авансирования.
Запрет - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.
К дополнительным способам правового воздействия можно отнести:
применение мер принуждения;
предупредительное (превентивное) воздействие норм;
Пример: согласно ТД работодатель имеет право привлечь работника к дисциплинарной и материальной ответственности. В случае выпуска проекта позже срока, указанного в договоре между организацией и заказчиком, могут быть наложены штрафные санкции, это потеря в заработке для работника, если будет выявлена его вина. Срок выдачи проекта зависит от срока сдачи мной технологической части, поскольку на основании технологического задания выполняются другие части разделов для комплектации всей проектной документации объекта. Норма предупредительная.
К дополнительным способам правового регулирования можно отнести:
Стимулирующее воздействие норм права.
Пример: в ТД прописан пункт о том, что работнику может быть выплачена премия, доплата, или надбавка (стимулирующая выплата).
В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями принято выделять два типа правового регулирования.
С точки зрения субстанции права перед нами две пары крепко сцепленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляется общим дозволением, из которого путём запрещения делается исключение, а другая - общим запретом какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается.
Первая
из этих пар – это тип
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"