4) Отношения по обеспечению занятости
и трудоустройству населения.
Несмотря на серьезные экономические
трудности, в стране в последнее
время был принят ряд нормативных
актов, которые создают определенную
систему правового обеспечения отношений
в области занятости и трудоустройства.
5) Отношения по производственному
обучению и повышению квалификации
кадров. Эти отношения возникают
в связи с получением гражданами
рабочих специальностей в ходе
индивидуального, бригадного либо курсового
ученичества, которое обычно предшествует
периоду их самостоятельной работы, а
также в связи с углублением трудящимися
своих профессиональных навыков на курсах
повышения квалификации.
Возникновение отношений
по профессиональной подготовке связано
с заключением договора между
гражданином и организацией, по которому
стороны берут на себя взаимные обязательства,
связанные с процессом профессионального
обучения. Длительность отношений по
профессиональной подготовке кадров ограничена
определенным сроком.
3. Назовите признаки
метода трудового права. Укажите нормы
права, в которых применено дозволение
как средство метода.
Предмет трудового права отвечает
на вопрос, какие общественные отношения регулируются
нормами трудового права, а метод трудового
права показывает, как и какими правовыми
приемами, средствами осуществляется
регулирование общественно-трудовых отношений.
Согласно общей теории права
метод правового регулирования
общественных отношений характеризуется
следующими чертами (признаками):
1) порядком возникновения, изменения
и прекращения правоотношений;
2) общим юридическим положением
участников правоотношений;
3) характером установления прав
и обязанностей;
4) средствами, обеспечивающими
исполнение обязанностей (санкций).
Применительно к трудовому праву
эти общие черты (признаки) метода
правового регулирования трудовых
отношений выражаются:
1. В своеобразии оснований возникновения,
изменения и прекращения трудовых
правоотношений;
2. В общем
юридическом положении участников трудовых
отношений;
3. В характере установления прав
и обязанностей;
4. В способах защиты прав и
средствах обеспечения исполнения
обязанностей сторонами трудовых
правоотношений.
Дозволение - юридическое разрешение совершать
в условиях, предусмотренных правовой
нормой, те или иные действия либо воздержаться
от их совершению по своему усмотрению.
Юридическое дозволение как раз
призвано обеспечить свободу действий
и поведения человека. Это управомочивающие
нормы, которые или
прямо формулируются в тексте нормативного
акта, либо конкретно не указано, но вытекает
из комплекса юридических норм (хоть и
не указано, но дозволено, поскольку не
запрещено).
Норма права - установленное государством
общее правило поведения, регулирующее общественные
отношения и охраняемое принудительной
силой государства. Формой существования
норм права являются нормативно-правовые
акты и иные источники права.
Метод правового регулирования
трудовых отношений складывается из
элементов как способа, при котором
сторонам предоставлена известная инициатива
(диспозитивное регулирование), так и способа,
при котором государство прямо и непосредственно
регламентирует поведение участников
отношений (императивное регулирование).
При этом диспозитивные нормы трудового
права (олицетворяющие диспозитивный
метод правового регулирования) могут
быть классифицированы на два вида: нормы,
устанавливающие лишь границы усмотрения
для субъектов нормативного соглашения,
то есть правовые принципы, и нормы, устанавливающие
один или несколько вариантов поведения.
Трудовые отношения возникают
из договора - волевого акта, позволяющего
сторонам самим определить свои отношения,
их характер по своему желанию. Именно
поэтому нормы трудового права
в известной мере носят диспозитивный характер.
Юридические гарантии для работника
проявляются в установлении определенных
ограничений: в запрете для администрации
в одностороннем порядке не только
изменить трудовую функцию или место
работы, но и расторгнуть трудовой
договор без законных оснований. Работник
же может прекратить трудовые отношения
в любое время; исключением из этого правила
является срочный характер трудового
договора.
Характер установления прав и обязанностей
также свидетельствует о комплексности
метода трудового права, о сочетании централизованного
и локального, а также договорного и императивного
порядка регулирования отношений. В договорном
порядке решаются теперь весьма важные
вопросы - устанавливаются размеры оплаты
труда (кроме случаев, когда речь идет
о работниках учреждений, финансируемых
из бюджета), надбавки, доплаты, премии.
Государственное регулирование рассматривается
в современных условиях как установление
минимума гарантий для работников. Каждое
предприятие при наличии финансовых средств
и договоренности сторон может увеличить
их объем.
Вопрос о соотношении сфер индивидуально-договорного,
локального и централизованного
регулирования является новым и
пока еще недостаточно разработанным.
Но, безусловно, государственное регулирование
должно обязательно закрепить гарантии - нормы
об охране труда и техники безопасности
(с возможными отсылками к локальным актам,
ибо специфика работы, ее условий не может
быть учтена в централизованном порядке);
в таком же порядке должна быть закреплена
и норма рабочего времени, одинаковая
для всех работающих (кроме тех, кто имеет
право на сокращенную его продолжительность),
в качестве определенного норматива. Таким
образом, метод трудового права отличает
комплексность, предполагающая наличие
элементов диспозитивности (метод договорного,
автономного регулирования) и императивного
воздействия в сочетании с участием работников
(трудовых коллективов) в регулировании
трудовых и тесно с ними связанных отношений.
4. Укажите виды
регистрации безработных граждан.
Регистрация безработных граждан
осуществляется
органами по вопросам занятости по месту
жительства в следующей последовательности:
1) первичная регистрация безработных
граждан;
2) регистрация безработных граждан
в целях поиска подходящей
работы;
3) регистрация граждан в качестве
безработных;
4) перерегистрация безработных
граждан. Постановление от 22 апреля
1997 г. № 458 «Об утверждении порядка
регистрации безработных граждан»
(ред. от 01.02.2005 № 49)
По каждому этапу регистрации
органами по вопросам занятости ведется
отдельный регистрационный учет
безработных граждан.
На отдельных территориях, отнесенных
к территориям с напряженной
ситуацией на рынке труда, регистрация
безработных граждан осуществляется
в упрощенном порядке, без прохождения
гражданами первичной регистрации.
1. Первичная регистрация
безработных граждан
Первичная регистрация осуществляется
в целях учета общей численности
безработных граждан, обратившихся
в органы по вопросам занятости по
месту жительства для получения
необходимой информации по вопросам
содействия занятости, без предъявления
ими каких-либо документов.
При первичной регистрации безработным
гражданам предоставляется информация:
- о состоянии рынка труда
на соответствующей территории;
- о наличии вакантных рабочих
мест (должностей), об оплате и
других условиях труда с
целью выбора работы;
- о возможностях профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения
квалификации;
- о порядке и условиях регистрации
в целях поиска подходящей
работы, регистрации и перерегистрации
в качестве безработных;
- о правах и ответственности
в области занятости населения и защиты
от безработицы.
2. Регистрация безработных граждан
в целях поиска подходящей
работы
Регистрация безработных граждан
в целях поиска подходящей работы
осуществляется органами по вопросам
занятости по месту жительства
граждан со дня их личного обращения со
всеми необходимыми документами. Органы
по вопросам занятости в течение 10 дней
со дня регистрации гражданина в целях
поиска подходящей работы должны по возможности
предложить обратившемуся два варианта
подходящей работы, включая работу временного
характера, а впервые ищущему работу (ранее
не работавшему), не имеющему профессии
(специальности), - два варианта получения
профессиональной подготовки или оплачиваемой
работы, включая работу временного характера.
В целях содействия в трудоустройстве
гражданину может быть предложен
план самостоятельного поиска работы.
3. Регистрация граждан в качестве
безработных
Регистрация гражданина в качестве
безработного осуществляется на основании
решения органов по вопросам занятости
о признании гражданина безработным, принимаемого
не позднее 11 календарных дней со дня его
регистрации в целях поиска подходящей
работы.
Безработными признаются граждане,
которые:
- трудоспособны;
- не имеют работы и заработка
(дохода);
- зарегистрированы в целях поиска
подходящей работы;
- ищут работу и готовы приступить
к ней;
- не трудоустроены в течение
10 дней со дня их регистрации
в целях поиска подходящей
работы.
Безработными не могут быть признаны
и зарегистрированы в качестве безработных
граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с
пенсионным законодательством РФ
назначена пенсия по старости
(по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней
со дня их регистрации
в органах по вопросам занятости в целях
поиска подходящей работы от двух вариантов
подходящей работы, включая работу временного
характера;
- не явившиеся без уважительных
причин в течение 10 дней со
дня их регистрации в целях
поиска подходящей работы;
- осужденные по решению суда
к исправительным работам без
лишения свободы, а также к
наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие
заведомо ложные сведения об
отсутствии работы и заработка,
а также представившие другие недостоверные
данные для признания их безработными.
4. Перерегистрация безработных
граждан
Граждане, признанные безработными, обязаны
проходить перерегистрацию в
сроки, установленные органами по вопросам
занятости, но не реже двух раз в
месяц, а на территориях,
отнесенных к территориям с напряженной
ситуацией на рынке труда, - не реже одного
раза в месяц.
Безработные граждане обязаны активно
содействовать своему трудоустройству,
соблюдать порядок и условия
регистрации и перерегистрации,
информировать органы по
вопросам занятости о своих действиях
по вопросам самостоятельного поиска
работы и трудоустройства, в том числе
о работе временного характера.
5.Задача
Переломов в
рабочее время использовал машину
работодателя в собственных целях,
допустил дорожно-транспортное происшествие,
причинив вред имуществу работодателя.
Учитывая, что
работник ущерб нанес при самовольном
использовании технических средств
организации, работодатель включил
в размер ущерба, подлежащего возмещению,
упущенную выгоду (неполученные доходы) на основании Положения
о материальной ответственности рабочих
и служащих за ущерб, причиненный организации.
Составьте решение
суда.
Материальная ответственность
по трудовому праву может быть
определена как обязанность одной
стороны трудового правоотношения
(работника или работодателя) возместить
ущерб, причиненный ею другой стороне
неисполнением или ненадлежащим исполнением
стороной возложенных на нее трудовых
обязанностей.
Неисполнение или ненадлежащее
исполнение стороной трудового договора
возложенных на
нее обязанностей, если это повлекло за
собой ущерб, является основанием материальной
ответственности. Сторона трудового договора
(работник, работодатель), причинившая
ущерб другой стороне, возмещает ущерб
в соответствии с нормами ТК РФ и иных
федеральных законов (ст. 232 ТК РФ).
Материальная ответственность
как вид юридической ответственности
возникает лишь при наличии ряда
обязательных условий юридической
ответственности. Прежде всего это
наличие материального ущерба.
Трудовое законодательство не дает общего
определения понятию ущерба. Статья 232
ТК РФ, говоря о материальной ответственности
сторон трудового договора, применяет
к ним (работнику и работодателю) единый
термин «возмещение ущерба».
Понятие прямого действительного
ущерба предусмотрено ст. 238 ТК
РФ. Под прямым действительным ущербом
понимается реальное уменьшение наличного
имущества работодателя или ухудшение
состояния указанного имущества (в том
числе имущества третьих лиц, находящегося
у работодателя, если работодатель несет
ответственность за его сохранность),
а также необходимость для работодателя
произвести затраты либо излишние выплаты
на приобретение или восстановление имущества.
Обязанность возместить прямой действительный
ущерб возникает у работника
как в тех случаях, когда такой ущерб
причинен непосредственно работодателю
(например, в связи с недостачей вверенных
ему ценностей), так и в случаях, когда
ущерб по вине работника причинен другим
лицам, а работодатель в соответствии
с действующим законодательством обязан
возместить этот ущерб. Например, если
в результате неправомерных действий
работника при исполнении им трудовых
обязанностей он причинил ущерб имуществу
другой организации.
Неполученные доходы (упущенная
выгода) не могут быть взысканы с
работника.
Нормы трудового права, регламентирующие
основания, пределы и порядок возмещения
материального ущерба, носят императивный
характер. Они установлены законом и не
могут быть изменены по соглашению сторон.
Так, защищая интересы экономически
более слабой стороны - работника, ТК
РФ определяет,
что соглашением сторон материальная
ответственность работодателя не может
быть определена ниже, а ответственность
работника перед работодателем выше, чем
это предусмотрено ТК РФ (ч. 1 ст. 235, ст.
241) или иными федеральными законами. Только
в указанных пределах стороны вправе устанавливать
конкретный размер материальной ответственности.