Маргинальность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.
4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика маргинальности 6
1.1.Концепция маргинальности в западной социологии 6
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии 8
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества 16
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме 16
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества 18
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема 30
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации 34
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения 41
3.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..41
3.2. Описание исследования……………………………………………………42
Заключение 48
Список использованной литературы 51

Работа состоит из  1 файл

маргинальность в россии3.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

О решении социальной проблемы профессиональной маргинальности и об эффективности социальной работы по профессиональной идентификации следует говорить при ликвидации у общества и специалиста расхождений в идентификационных признаках профессий, где важны показатели: а) способствует ли такое несоответствие стабильному функционированию социума; б) удовлетворяет ли оно общество; в) возможно ли при этом развитие или происходит регресс; г) приводит ли данное явление к формированию устойчивого двойного стандарта в отношении общества к профессии.

2.3. Маргинальность  как социальная и духовная  проблема

Проведенные исследования проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Онтологическая парадигма модели – тезис о сущностной маргинализации населения страны. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна. Его неотъемлемыми атрибутами становятся формирование экономизированного и космополитического общества, крайняя "партикуляризация" индивида, бездумные гедонизм и потребительство ("консьюмеризм"), подмена христианских начал человеколюбия и справедливости неоязыческим культом силы. Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ. В 2007 году децильный коэффициент составил по разным оценкам от 15 до 25 раз.

 «Россия  вышла из системы справедливого  общества»,- сказал в своем докладе  на ХI Всемирном русском народном  Соборе в марте 2007 года митрополит  Смоленский и Ладожский Кирилл. Однако власть постоянно подчеркивает  незыблемость своего экономического курса. Национальные проекты, меры по преодолению бедности не носят системного характера. Продолжается расширенное воспроизводство массовых маргинальных групп. Это создает благоприятную обстановку для структурной деформации обширных сфер общественной жизни страны и методологической неопределенности в области социально-философских исследований. Таким образом, в сфере социальной практики противоречие между потребностью общества в мобилизационном развитии, и целостной социально-экономической политикой власти, не находит пока своего разрешения. В эпистемологическом аспекте проблемы социальных маргиналов в современной России нами показана ключевая роль понятия «маргинальность», позволяющего применить генетический и типологический методы исследования. В определении понятия «маргинальность» до сих пор имеется немало трудностей15.

 Во-первых, в  практике использования самого  термина сложилось несколько  дисциплинарных подходов. Во-вторых, в процессе развития понятия  утвердился ряд значений, относящихся к различным типам и видам маргинальности, зачастую смешиваемых. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. Мы уточнили и в дальнейшем использовали определение понятия «маргинальность» как состояние групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным переструктуированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций. Понимание и использование термина маргинальность в отечественной науке заимствовано из западноевропейской традиции, т.е. связано в основном со структурным типом. Этот тип маргинальности относится к той части населения, которая лишена гражданских прав и чье отсутствие доступа к средствам производства и системе распределения приводят к бедности, есть неизбежное следствие экономической системы. "Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. Маргиналы в силу ограниченности социально-существующих позиций не имеют возможности реализовать свои потенциальные способности. В современной России маргинальный цикл жизнедеятельности стал нормой существования многих миллионов людей.

 В то же  время велико значение и психологических,  аксиологических причин попадания  на социальное дно общества. Специальное  социально- экономическое исследование  проблемы "социального дна"  в России, проведенное ИСЭПН РАН в 2004 году в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге, позволяет выделить четыре группы людей, составляющих "социальное дно": 1) нищие, открыто просящие подаяние (3,4 млн. человек); 2) "бомжи", лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья (3,3 млн.); 3) беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома (2,8 млн.); 4) уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни (1,3 млн.). Среди обитателей «социального дна» две трети - мужчины и одна треть - женщины. "Дно" в России молодо: средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 13 годам, у проституток - 28. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14 лет; беспризорничать же начинают уже с 6 лет. Большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% нищих, бомжей и проституток - даже высшее16.

 Такого «дна»  не бывало в истории человечества ни в одной стране. Изучение современного российского «социального дна» определило такую его особенность, как изолированность от социальных институтов «большого общества» и политическая пассивность, компенсируемые включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Особенностью географии маргинальных процессов в России становится их распространенность не только в городе, но и в сельской местности, хотя именно город является главной средой обитания социальных маргиналов. Возникает новая – и городская, и сельская - социокультурная среда, чуждая и враждебная человеку, где за короткий срок произошли замена непосредственно личных, "первичных" связей опосредованными - "вторичными", переход от стабильности и социальной защищенности человека к отчужденности и враждебности. Здесь человек отчужден уже и от природы, и от собственности, власти, культуры, морали, т.е. отчужден от своей социокультурной сущности17.

 Именно маргинализация  является ведущей причиной ускорившейся  алкоголизации, ухудшения качества, деградации трудоспособного населения  России. О маргинализации как  новом, но систематическом, повсеместно действующем механизме формирования смертности свидетельствует деградация структуры причин смерти. На смену «цивилизованной» по структуре смертности от внешних причин, сформировавшейся в России к 1989г., пришла сверхсмертность от маргинальных причин. Количественные потери населения по различным оценкам составляют от 700 000 до 1 млн. в год. Исследователи пришли к выводу, о том, что динамика изменения социальной структуры общества, многоликость социальных групп, возникающих в ходе неолиберальных реформ, маскируют процесс сущностной маргинализации населения. В преодолении маргинальности, решении проблем «социального дна» приоритетной является, с нашей точки зрения, ответственность государственной власти: разработка и реализация системной политики, призванной не допустить маргинализации слабозащищенных в социальном плане общественных групп. Необходима неотложная разработка и реализация государственной программы социально-правовой реабилитации маргиналов при участии общественных объединений и активной позиции самих социальных маргиналов. Дальнейшее отставание социо- гуманитарного знания в этом плане недопустимо, является тормозом для выработки эффективной социальной политики.

2.4. Взаимосвязь  качественных характеристик населения  и процессов социальной маргинализации

Социальные  феномены, обозначаемые понятиями маргинализация, маргинальность, маргиналы являются предметом изучения в политологии, социологии, культурологи, социальной философии. Эти понятия широко используется в публицистике в силу их метафорического потенциала и возможности  расширительного толкования. Степень изученности проблемы отражена в  существовании по крайней мере четырех направлений социально-философского, культурологического, политологического анализа.

Теория маргинальных людей и общностей выдвинута в 20-х годах 20 в. Р.Э.Парком в работе «Человеческая эмиграция и маргинальный человек» (1928г.), позже развита Э.Стоунквистом в социально-психологическом труде «Маргинальный человек» (1937г.) Они понимали под маргиналами неадаптированных мигрантов, продукты расовой и этнической «гибридизации» – мулатов, метисов и др. В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции Э.Дюркгейма о состоянии аномии как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Исходя из этих первоначальных концепций впоследствии сложилось несколько тенденций в осмыслении проблемы маргинальности.

Во-первых, это  американская школа, которая продолжает исследовать маргинальность как  специфический частный случай в  рамках преобладающего психологического подхода как результат миграционных и этнических процессов (Вудс, Т.С.Мак-Кормик, Дж.Б.Манчини, Р.Мертон и др.). Маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, обществом и другими людьми при трансформации социальной структуры и повышении уровня социальной мобильности.

Во-вторых, это  европейская традиция изучения маргинальности, распадающаяся на две линии –  англо-немецкую и французскую, которые  в последние годы  стали сближаться. Отличия изначально заключались в том, что немецкая и английская школы понимают маргинальность в негативном  смысле (для них маргиналы – деклассированные элемента общества, аутсайдеры, социальное дно), а французская рассматривает маргинальность как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм буржуазного общества, результат классовой борьбы. Однако в связи с процессами глобализации, вызывающими кризисные социально-экономические последствия для европейских стран (изменения этнического состава за счет притока иммигрантов из бывших колоний как дешевой рабочей силы, не признающей культурных и политических рамок адаптации, угрозы международного терроризма, кризисы Евросоюза и др. факторы), к категории маргиналов немецкие, английские и французские исследователи стали относить мигрантнов, безработных, люмпенизированные слои населения как отрицательный результат выше названных процессов (К.Рабан, В.Хинрикс, М.Фуко, Ж.Леви-Стрэнже и др.). События, произошедшие осенью и зимой  2005 года  во Франции показывают, насколько актуальной является необходимость глубокого изучения произошедших этно-социальных структурных изменений общества.

Третья научная  школа – латиноамериканская, традиционно  подходящая к явлению маргинальности с точки зрения неравномерности  экономического развития различных государств, обосновывая теорию существования целых маргинальных регионов (конкретно – страны Латинской Америки и третьего мира). Общим является видение маргиналов как представителей изолированных социальных групп, обитателей городского дна и выходцев из глубинки (Л.Сеа, О.Сункель, Л.Пасо)18.

Пример четвертого направления изучения маргинальности мы видим в отечественной литературе. Здесь она как таковая была обозначена только в середине 80-х  годов в связи с политикой  перестройки и за последние 15 лет приобрела особую актуальность. В период до 1985 года маргинальность понималась в духе латиноамериканской традиции как проблема, присущая лишь развивающимся странам и отождествлялась с люмпенизацией. Особенностью современного состояния проблемы в России (впрочем, как и за рубежом), является отсутствие комплексного подхода, преобладают частно-научные (политологические, культурологические, социологические) исследования. Это обусловлено тем, что смена общественного строя сопровождается процессом разрушения, переструктуирования, трансформации прежних контуров социального расслоения российского общества. Происходит становление новой социальной структуры, что связано с массовой десоциализацией и ресоциализацией, с потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом значительных по объему людских масс из одних социальных групп в другие. Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе, по мнению многих ученых (С.Артановского, Е.Рашковского, В.Шапинского, В.Старикова, Н.Степановой, И.Поповой, З.Бабкиной и др.) вполне можно назвать “маргинальной”, поскольку в ее основе – пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В этой связи проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность. А.А.Атоян считает, что маргинализация есть распад социальных связей. Маргиналы – общности, группы и индивиды, чьи связи с социальным целым нарушились, а обязательства общества по отношению к ним не выполняются. При этом рост многочисленных не основных маргинальных групп удваивает саму социальную структуру. Маргинальность есть принадлежность к сфере интерсубъективности и рассматривается как возможность усвоения предметного содержания, форма деятельности (синтез предметности, орудийности и социального общения) и как внутренняя форма культурно-исторического процесса. Вектор направленного развития – демаргинализация, восстановление целого. И.А.Овсянникова рассматривает маргинальность в философском, всеобщем, сущностном присутствии в социальном пространстве как категорию общественно-исторического времени, неотъемлемую категорию человеческого и социального бытия, которая наделяет его способностью эволюционировать и развиваться. Маргинальность понимается как временная текучесть, обуславливающая плюралистичность ее направленности через свободную возможность. Маргинальный уровень сознания является резервом и источником развития человека и общества. Маргинальность, подчеркивает автор, не является феноменом отрицательным, она – отрицающий момент сознания. Н.А.Фролова на основе социологического анализа исследует проблему маргинализации как крайней формы проявления отчуждения, описывает социально-психологический портрет российских маргиналов (к которым отнесены чернорабочие, работники доиндустриального и раннеиндустриального типа, бомжи, нищие, безработные, преступники, инвалиды, молодежь, женщины, старики-пенсионеры), утверждая, что сама по себе маргинализация не есть негатив. Ее нужно рассматривать как источник  двух явлений: с одной стороны - деградации и деморализации общества, а с другой - как источник новых социокультурных норм (показатель высокого уровня вертикальной мобильности и, следовательно, положительных социальных изменений). Однако автор подчеркивает, что во втором случае, если процесс маргинализации (как "всего лишь перекомпановки социальной структуры") затягивается, то социальная система распадается с непредсказуемыми последствиями19.

Информация о работе Маргинальность в современной России