Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа
Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:
1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.
4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика маргинальности 6
1.1.Концепция маргинальности в западной социологии 6
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии 8
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества 16
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме 16
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества 18
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема 30
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации 34
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения 41
3.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..41
3.2. Описание исследования……………………………………………………42
Заключение 48
Список использованной литературы 51
О решении социальной проблемы профессиональной маргинальности и об эффективности социальной работы по профессиональной идентификации следует говорить при ликвидации у общества и специалиста расхождений в идентификационных признаках профессий, где важны показатели: а) способствует ли такое несоответствие стабильному функционированию социума; б) удовлетворяет ли оно общество; в) возможно ли при этом развитие или происходит регресс; г) приводит ли данное явление к формированию устойчивого двойного стандарта в отношении общества к профессии.
Проведенные исследования проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Онтологическая парадигма модели – тезис о сущностной маргинализации населения страны. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна. Его неотъемлемыми атрибутами становятся формирование экономизированного и космополитического общества, крайняя "партикуляризация" индивида, бездумные гедонизм и потребительство ("консьюмеризм"), подмена христианских начал человеколюбия и справедливости неоязыческим культом силы. Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ. В 2007 году децильный коэффициент составил по разным оценкам от 15 до 25 раз.
«Россия
вышла из системы
Во-первых, в практике использования самого термина сложилось несколько дисциплинарных подходов. Во-вторых, в процессе развития понятия утвердился ряд значений, относящихся к различным типам и видам маргинальности, зачастую смешиваемых. В-третьих, нечеткость понятия делает сложным измерение самого явления, его анализ в социальных процессах. Мы уточнили и в дальнейшем использовали определение понятия «маргинальность» как состояние групп и индивидов в ситуации, вынуждающей их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным переструктуированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводящей к существенному изменению или утрате прежнего статуса, социальных связей, социальной среды, а также ценностных ориентаций. Понимание и использование термина маргинальность в отечественной науке заимствовано из западноевропейской традиции, т.е. связано в основном со структурным типом. Этот тип маргинальности относится к той части населения, которая лишена гражданских прав и чье отсутствие доступа к средствам производства и системе распределения приводят к бедности, есть неизбежное следствие экономической системы. "Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. Маргиналы в силу ограниченности социально-существующих позиций не имеют возможности реализовать свои потенциальные способности. В современной России маргинальный цикл жизнедеятельности стал нормой существования многих миллионов людей.
В то же
время велико значение и
Такого «дна»
не бывало в истории человечест
Именно маргинализация
является ведущей причиной
Социальные феномены, обозначаемые понятиями маргинализация, маргинальность, маргиналы являются предметом изучения в политологии, социологии, культурологи, социальной философии. Эти понятия широко используется в публицистике в силу их метафорического потенциала и возможности расширительного толкования. Степень изученности проблемы отражена в существовании по крайней мере четырех направлений социально-философского, культурологического, политологического анализа.
Теория маргинальных людей и общностей выдвинута в 20-х годах 20 в. Р.Э.Парком в работе «Человеческая эмиграция и маргинальный человек» (1928г.), позже развита Э.Стоунквистом в социально-психологическом труде «Маргинальный человек» (1937г.) Они понимали под маргиналами неадаптированных мигрантов, продукты расовой и этнической «гибридизации» – мулатов, метисов и др. В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции Э.Дюркгейма о состоянии аномии как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Исходя из этих первоначальных концепций впоследствии сложилось несколько тенденций в осмыслении проблемы маргинальности.
Во-первых, это американская школа, которая продолжает исследовать маргинальность как специфический частный случай в рамках преобладающего психологического подхода как результат миграционных и этнических процессов (Вудс, Т.С.Мак-Кормик, Дж.Б.Манчини, Р.Мертон и др.). Маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, обществом и другими людьми при трансформации социальной структуры и повышении уровня социальной мобильности.
Во-вторых, это европейская традиция изучения маргинальности, распадающаяся на две линии – англо-немецкую и французскую, которые в последние годы стали сближаться. Отличия изначально заключались в том, что немецкая и английская школы понимают маргинальность в негативном смысле (для них маргиналы – деклассированные элемента общества, аутсайдеры, социальное дно), а французская рассматривает маргинальность как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм буржуазного общества, результат классовой борьбы. Однако в связи с процессами глобализации, вызывающими кризисные социально-экономические последствия для европейских стран (изменения этнического состава за счет притока иммигрантов из бывших колоний как дешевой рабочей силы, не признающей культурных и политических рамок адаптации, угрозы международного терроризма, кризисы Евросоюза и др. факторы), к категории маргиналов немецкие, английские и французские исследователи стали относить мигрантнов, безработных, люмпенизированные слои населения как отрицательный результат выше названных процессов (К.Рабан, В.Хинрикс, М.Фуко, Ж.Леви-Стрэнже и др.). События, произошедшие осенью и зимой 2005 года во Франции показывают, насколько актуальной является необходимость глубокого изучения произошедших этно-социальных структурных изменений общества.
Третья научная школа – латиноамериканская, традиционно подходящая к явлению маргинальности с точки зрения неравномерности экономического развития различных государств, обосновывая теорию существования целых маргинальных регионов (конкретно – страны Латинской Америки и третьего мира). Общим является видение маргиналов как представителей изолированных социальных групп, обитателей городского дна и выходцев из глубинки (Л.Сеа, О.Сункель, Л.Пасо)18.
Пример четвертого
направления изучения маргинальности
мы видим в отечественной