Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Содержание

Механизм правового регулирования 2
1. Механизм правового регулирования как научная категория. 2
2. Основные звенья механизма правового регулирования. 3
3. Применение права. 3
4. “Глубинный” слой механизма правового регулирования. 5
5. Методы и механизм правового регулирования. 7
6. Правовой режим. 9
7. Механизм правового регулирования и его предмет. 11
Список литературы. 15

Работа состоит из  1 файл

Механизм правового регулирования(понятие и структура)..rtf

— 121.23 Кб (Скачать документ)

     Если  запрет, например, в виде разрешительного порядка проведения демонстраций, собраний и митингов, “конечен”, выражен в общем запрете и не имеет в качестве условия общее дозволение на свободу демократических действий, то перед нами надежное свидетельство того, что действующая юридическая система имеет характер  права власти, что и  саму-то власть характеризует по меньшей мере как авторитарную.

      Напротив, если разрешительные элементы в порядке проведения демонстраций, собраний, митингов, связанные с необходимостью соблюдения, допустим,  правил уличного движения, вводятся при том ограничивающем условии, что существует общее дозволение на свободу демократических действий, то такого рода разрешительные элементы и связанные с ним запреты, пусть - и общие, вполне согласуются с дозволительной природой действующей юридической системы. И это, наряду со всем другим, - крепкое свидетельство демократичности существующих общественных порядков в данной стране.

     Мы увидим в последующем, что именно общие дозволения и общие запреты окажутся  главными звеньями тех структур в области права, которые характеризуют наиболее существенные стороны логики права.

     И еще одно замечание. Не  дает ли оснований тот факт, что общие дозволения и общие запреты объединяют особенности и норм, и субъективных прав  (обязанностей), и что-то еще свое, юридически глубокое, -  не дает ли оснований этот факт сделать вывод о том, что они относятся к ядру системы социального регулирования? Если такое предположение  справедливо, то тогда указанные особенности предстают развернувшимися на качественно новой ступени реликтовыми чертами, которые в свое время на элементарном уровне были характерны для единых мононорм. И тогда, быть может, окажется достаточно обоснованным предположение о том, что общие дозволения и общие запреты являются предвестниками, ростками социального регулирования более развитой и совершенной стадии развития правового гражданского общества, ростками, сочетающими высшую нормативность с непосредственным и индивидуализированным действием социальных норм. Впрочем, это только предположение, которое нуждается и в проверке, и в тщательной проработке применительно ко многим сторонам социального регулирования.  

     5. Методы  и механизм правового регулирования. 

      Методы  правового  регулирования  -  это  приемы юридического воздействия,  их сочетания,  характеризующие использование в данной области общественных  отношений того  или иного  комплекса юридических средств.                             

     Методы субстанциональны,  неотделимы от  правовой материи. Они выражают самую суть, стержень  того или  иного юридического  режима  регулирования;  следовательно,  в системе  права  они  служат  именно  тем объединяющим  началом, которое  компонует  правовую  ткань  в главные  структурные подразделения - в отрасли права.                              

     Рассматривая методы правового регулирования  в качестве  реальных  юридических  явлений,  обретающих  свою   жизнь  в  рамках отраслей права,  вместе с  тем необходимо  указать на  некоторые  первичные,  исходные методы,  которые представляют  собой  выделенные  логическим  путем  простейшие  приемы  регулирования,  определяющие  главное  в   правовом  статусе  субъектов, в их исходных юридических позициях:             

     -   централизованное,   императивное   регулирование  (метод субординации), при котором регулирование сверху  донизу осуществляется  на  властно-императивных  началах.  Юридическая  энергия  поступает на  данный участок  правовой действительности только сверху, от государственных органов, и сообразно  этому   положение   субъектов   характеризуется  отношениями  субординации, прямого подчинения;                          

     -  децентрализованное,  диспозитивное   регулирование  (метод  координации), при  котором правовое  регулирование определяется преимущественно снизу, на его ход и  процесс влияет  активность  участников  регулируемых   общественных  отношений.  Их   правомерные  действия   являются  индивидуальным,  автономным  источником  юридической  энергии,   и  сообразно  этому   положение   субъектов   характеризуется  отношениями  координации,  приданием  конститутивного  юридического  значения их правомерному поведению.                           

     В отраслях права эти первичные методы в  зависимости от  характера   регулируемых   отношений  и   других  социальных  факторов выступают в различных вариациях,  сочетаниях, хотя,  как правило,  и с  преобладанием одного  из них.  В наиболее  чистом  виде  указанные первичные  методы выражаются  в публичном, прежде  всего  в  административном, праве  (централизованное регулирование  - метод  субординации) и  в частном,  прежде всего в гражданском, праве (децентрализованное регулирование - метод координации) .                                        

     Обращаясь теперь к механизму правового регулирования, представляется в высшей степени  важным обратить внимание на серьезное качественное различие сочетания правовых средств при централизованном и децентрализованном методах воздействия права на общественные отношения.

     В первом случае  (метод централизованного регулирования )  это сочетание таково, что оно “крутится” вокруг позитивных обязанностей со всеми присущими им особенностями. Поэтому механизм правового регулирования здесь довольно прост: его начальное звено - обязывающие юридические нормы, затем - относительные правоотношения, и наконец, - реализация юридических обязанностей (когда субъективное право сводится в сущности к “праву требования” исполнения обязанности). В этом комплексе юридических средств, весьма близких к императивной деятельности государства, энергетическую силу механизму юридического регулирования задает  не столько собственная сила права (хотя и тут есть элементы “юридического автоматизма”), сколько непосредственно .государственная власть.

     Иная картина - при децентрализованном регулировании. Именно тут, при децентрализованном методе регулирования,  вступают в действие дозволения  и запреты, в том числе - общие дозволения и общие запреты, их многообразные сочетания. И именно здесь возникают сложные связи между частицами правовой материи, в которой в полной мере проявляется собственная энергия права, его специфическая логика. Само существенное, что необходимо отметить в отношении механизма правового регулирования при децентрализованном регулировании, заключается в том, что здесь центральным звеном в сложных комплексах юридических средств становится субъективное право (не сводимое к одному лишь праву требования, а имеющее свое положительное содержание, которое и должно реализоваться на завершающей стадии механизма); и плюс к тому - юридическая энергия  имеет своим источником не только государственную власть, но в не меньшей степени также “энергию”, исходящую от самих субъектов.  

     6. Правовой режим. 

     Действие механизма правового регулирования реализуется через особые комплексы юридических средств, которые нередко обозначаются  в  качестве “правовых режимов”. Что это за категория - “правовой режим” и как она связана  с рассмотренными ранее явлениями, прежде всего  -  дозволениями, запретами?

     Для каждой отрасли характерен свой специфический режим регулирования и в нем как раз концентрируется юридическое своеобразие отрасли, то стало очевидным, что рассматриваемое понятие выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности. Само существование явлений, обозначаемых термином “правовой режим”, и их значение в правовой действительности еще раз свидетельствуют о многомерности, многогранности, объемности права как институционного образования, о том, что ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не предполагает его сведение к одной лишь “системе норм”. Как только право рассматривается в динамике, в функционировании, оно сразу же раскрывается новыми существенными гранями, сторонами своей институционности, и возникает необходимость многопланового освещения правового регулирования, таких его сторон, как механизм регулирования, а теперь еще правовые режимы.

     Правовой режим самым общим образом  можно определить как порядок регулирования, который выражен в многобраном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

     В рамках каждого правового режима всегда участвуют все первичные элементы правовой материи (способы правового регулирования). Но в каждом режиме - и это во многом определяет его специфику - один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей  весь его облик и как раз создающей специфическую направленность, настрой в регулировании. Это лежит в основе классификации первичных юридических режимов.

     Правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.

     Вопрос о правовых режимах (за исключением вопроса о режимах отраслей) возникает, как правило, в отношении не всех звеньев правового регулирования, а главным образом в отношении субъективных прав. Обратим внимание на то, что этот момент был отмечен и в отношении права в целом как нормативного институционного образования, а также общих дозволений и общих запретов. Правда, сама характеристика правовых режимов нередко дается применительно к определенным объектам, но “режим объекта” - лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, земле и т. д.).

     Как правило, в основе юридических режимов лежит тот или иной способ правового регулирования. Применительно к каждому юридическому режиму можно с достаточной четкостью определить, что лежит в .его основе -- запрет, дозволение или позитивное обязывание (из этого положения есть исключения, связанные с многогранным характером некоторых общественных отношений, а также с недостаточной отработкой в законодательстве самого порядка регулирования).

     Если подробнее рассмотреть в этой связи дозволения и запреты, то окажется, что фундамент соответствующих режимов составляют не просто дозволения и запреты, а общие дозволения и общие запреты, а еще точнее, базирующиеся на них типы правового регулирования. И соответственно самым общим образом правовые режимы наряду с выделением режимов обязывающего профиля могут быть подразделены на общедозволительные и разрешительные.

     Вместе с тем нужно иметь в виду, что каждый правовой режим есть именно режим. Здесь следует учитывать, что он насыщен многообразными правовыми средствами (поэтому даже в отмеченных ране случаях он не сводится к типам регулирования), а главное следует принимать во внимание основные смысловые оттенки  слова “режим”, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.

     Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах. И хотя ориентация при рассмотрении правовых вопросов на дозволительные начала, на права и активность субъектов, быть может, не всегда согласуется с указанными смысловыми оттенками понятия правового режима, последние все же необходимо учитывать, ибо именно они в основном свидетельствуют об особой направленности, о климате, настрое в регулировании и дают реалистическую картину данного участка правовой действительности, к тому же весьма важную для обеспечения высокой организованности, дисциплины и ответственности в обществе . 

     7. Механизм правового регулирования и его предмет. 

     Существенное значение для понимания механизма правового регулирования имеет его предмет, а под более широким углом зрения - среда, в которой (и под влиянием особенностей которой) право воздействует на общественные отношения.         

     Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих  условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования.                     

     В качестве непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, поведение, через которое только  и  можно  осуществлять  стимулирование  или принуждение.           

     Право при этом способно  воздействовать на  различные уровни              поведения  людей  и их  коллективов. Можно  выделить следующие три уровня  поведения: действия,  операции, деятельность  (причем с каждым из этих уровней  поведения в  принципе, как правило,  сопряжен  соответствующий  уровень  структуры права )                                                                   

Информация о работе Механизм правового регулирования