Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Содержание

Механизм правового регулирования 2
1. Механизм правового регулирования как научная категория. 2
2. Основные звенья механизма правового регулирования. 3
3. Применение права. 3
4. “Глубинный” слой механизма правового регулирования. 5
5. Методы и механизм правового регулирования. 7
6. Правовой режим. 9
7. Механизм правового регулирования и его предмет. 11
Список литературы. 15

Работа состоит из  1 файл

Механизм правового регулирования(понятие и структура)..rtf

— 121.23 Кб (Скачать документ)

     Среда правового  регулирования включает  и регулируемые              правом  волевые  общественные  отношения, и  иные общественные связи, входящие в его  орбиту, сопровождающие  и “окутывающие” его, и само правовое регулирование, а  главное, особенности  этих  отношений,  связей, существенно  влияющих на  своеобразие средств юридического воздействия, на их комплексы и построение.                                                       

      Здесь может быть выявлен ряд плоскостей, срезов социальной  действительности.  Наиболее  важное  значение  имеют три основные характеристики: 

     а)  качество  “энергетического поля”    регулирования, 

     б) степень активности  социального поведения на том  или ином  участке жизни  общества,

     в) уровень напряженности, интенсивности правового регулирования.                       

     Рассмотрим эти три характеристики, относящиеся к предмету , точнее -среде, в которой действует механизм правового регулирования.

     Под качеством “энергетического поля”  регулирования (“а”) следует  понимать  то  общее состояние  социальной среды, которое может быть охарактеризовано либо как “поле  активности”, либо   как “поле сдерживания”,  либо как  сочетание того  и другого.          

     Имеется  в виду  состояние социальной  среды, которое  в силу             требований  социальных  закономерностей,   существующих  потребностей  и  интересов  направляет,   ориентирует  поведение  людей на активность,  на совершение  тех или  иных поступков,   на  деятельность определенного  вида либо  на то,  чтобы проявлять  пассивность,  не  совершать   определенные  действия.          

     Введение   юридических  запретов  оказывается   необходимым  в   случаях,  когда   в  социальной действительности   существуют   (реально   или   в   виде   возможности)  факты  нарушений  пределов  дозволенного,  в  связи  с  чем возникает  опасность  для  общества  и  требуется   обеспечить  при помощи   юридического   запрета   типичные,   массовидные  процессы жизнедеятельности.                                                

     Отсюда  следует вывод,  что юридический  запрет -  это не  чисто  правовое явление.  По самой  своей субстанции  он имеет  черты  социально-правового  феномена,  несущего на  себе отпечаток  конфликтных,  аномальных  и в  то же  время массовидно-социальных  ситуаций,  отношений  и,   следовательно,  степени  активности социального поведения.                            

     И наконец, обратим внимание на само  правовое регулирование,  на  уровень  его  напряженности,  интенсивности.  Правовое  регулирование  имеет особенности,  связанные не  только с  тем,  к  какой отрасли  права оно  относится, выражаются  ли в  нем  централизованные  или  децентрализованные  начала,  каково состояние социальной среды, массовидного поведения и т. д.,  но и с тем, охватываются  ли правом  данные отношения,  а если  да,  то  какова  его детализированность,  императивность, жесткость,  насыщенность.  Все  это и  может быть  названо напряженностью,  интенсивностью  регулирования.  В  соответствии  с  таким  признаком  в  общественных  отношениях  могут  быть выделены  зоны  интенсивного  и  неинтенсивного  правового регулирования.                                                   

     В зонах неинтенсивного правового  регулирования необходимо  выделить  два  качественно  различных  случая: 

     а)  случай  существования  таких  участков  общественной   жизни,  которые  требуют  правового  регулирования,  которые   реально,  фактически  еще  не  урегулированы  или  недостаточно урегулированы  в правовом  порядке;

     б)  случай, когда  общественные отношения  таковы, что они и  не нуждаются  в интенсивном  правовом регулировании  (что  характерно  для  сугубо личных,  семейных отношений,  где,  по  меткому  выражению  одного  из отечественных правоведов, закон нередко скромно молчит).               

     Чрезвычайно  интенсивное  или   недостаточно  интенсивное  правовое  регулирование  может  наступить  в  силу  субъективных  причин,  прежде  всего  в  силу  излишней  или, напротив,  недостаточной   законодательной    деятельности   компетентных  органов, ошибочных в этой области  решений. Но  в то  же время  надо  учитывать, что  степень интенсивности  правового регулирования  зависит от  его предмета,  других факторов.  Есть общественные  отношения,  которые  нуждаются  в  правовом  регулировании,  но   в  “мягком”,   преимущественно  диспозитивном  (это  присуще  правовому   опосредствованию  отношений   в  гражданско-правовых сделках).                                    

     И вот  решение ряда  вопросов, не  только такого  общего (и  это было уже показано ранее), как социальная  сила субъектных прав, но и более конкретизированных, например о соотношении  юридических  дозволений  и  юридических  запретов, в  значительной мере зависит от того,  какая перед  нами зона:  зона интенсивного или же неинтенсивного  юридического регулирования.                                                        

     В  зонах интенсивного  юридического регулирования,  где существует детальное, без явных, во всяком случае, значительных  “пустот” правовое  опосредствование поведения  всех участников общественных отношений, и тем более там, где  в этом  регулировании  превалируют императивные  элементы, -  в таких зонах не только  четко, рельефно  выделяются конкретные         субъективные права, обретая существенный  смысл, но  и юридические дозволения и запреты  в большой  степени приближены, плотно “прижаты” друг к другу. Вот почему здесь, например, предоставление лицу известной меры  дозволенного поведения  (субъективного права)  в принципе  может происходить  за счет сужения юридических запретов. Следовательно, в этих         зонах  действует  принцип обратного,  “зеркального” отражения - отсутствие запрета с  большой долей  вероятности свидетельствует о наличии по данному вопросу  юридического дозволения  (хотя оно  и тут  нуждается в  прямой нормативной   регламентации).                                                   

      Иная ситуация  в зонах,  где такого  интенсивного юридического регулирования нет, где, стало быть,  существует юридически “разряженное” пространство. Тут  не только  вовсе не   обязательно обособление  конкретных субъективных  прав (нередко достаточно общих юридических  дозволений), но  и сами   юридические  дозволения  и  юридические  запреты разъединены, отдалены друг от друга, их регламентация пока (или постоянно) происходит обособленно.  В таких  зонах отсутствие, например, юридического дозволения совсем  еще не  говорит о том, что по данному вопросу существует юридический запрет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы.

      1. Алексеев С. С. Общая теория права : Курс в 2-х т.М. 1999
      2. Алексеев С. С. Право - институционное социальное образование.
      3. Вопросы теории государства и права. Саратов, 1984,
      4. Библер В. О гражданском обществе и общественном договоре (Размышления после перастроечных лет.) // Через тернии. М. 1990.
      5. Верховенство права. М. 1992.
      6. Витрук Н. В. Права человека: состояние и перспективы развития,// Право и власть. М. 1990.
      7. Вышинскай А. Я. Вопросы теории государства и права. М. 1949
      8. Карбонье Ж. Юридическая социология, М., 1986
 
     
      1. Нерсесянц В.С. Философия права. М. 1998
 
     
      1. Явич Л. С. Сущность права. Л. 1985.

Информация о работе Механизм правового регулирования