Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:58, курсовая работа
определим цели и задачи данной курсовой работы:
1. Раскрыть понятие, содержание и изучить методы правового регулирования;
2. Исследовать структуру механизма правового регулирования;
3. Рассмотреть условия эффективности правового регулирования.
Введение.………………………………………………..…….. стр.3
1. Понятие, содержание и методы правового регулирования……………………………………………….. стр.4
1.1. Понятие правового регулирования.……………. стр.5
1.2. Содержание правового регулирования.………... стр.6
1.3. Методы правового регулирования……………... стр.7
2. Структура механизма правового регулирования……………………………….………………. стр.8
3. Условия эффективности правового регулирования………………………………………….. стр.9
Заключение………………………………….……………….. стр.26
Список использованной литературы ………………. стр.28
План:
Введение.………………………………………………..…
1.
Понятие, содержание
и методы правового
регулирования……………………………………………
2.
Структура механизма
правового регулирования…………………
Заключение………………………………….………………
Список
использованной литературы
………………. стр.28
Введение.
Тема моей
курсовой работы «механизм
Правовое регулирование
– инструмент социального
Правовое регулирование в российском обществе – важное условие создания стабильного правового порядка. В нашей стране право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений.
Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Я считаю, что механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности. Отсутствие эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.
Проблемам
механизма правового
Изучив научные
труды, определим цели и
Нормы
права и правосознания
Правовое регулирование – это в первую очередь деятельность государства и общества, которая состоит в подготовке и принятии нормативно-правовых актов. Ведущая роль отводится государству, то есть по сути законодательным и исполнительным органам, которые в свою очередь и принимают нормы права, действующие в обществе. Также правотворчеством занимаются различные общественные объединения и организации. Например, в случае референдума, когда население может принимать законы. Органы местного самоуправления также издают нормативно-правовые акты, но в пределах своей компетенции.
Цели правового регулирования. Цели можно разделить на два вида: юридические и социальные. Суть юридических целей состоит в том, чтобы создать в обществе стабильный правовой порядок, также создать учреждения, органы, институты, которые должны обеспечивать защиту и охрану мирного населения, опираясь на нормативно-правовые акты. Суть социальных же целей состоит в том, чтобы достигнуть социально полезных результатов, а также создать условия для развития и процветания общества. Данные цели выражаются в утверждении прав и свобод человека и гражданина, в том, сто наше государство суверенно и демократично. В случае достижения этих целей Россия будет процветать.
Любой нормативно-правовой акт (из области права, экономики, политики и иных социальных сфер) принимается с определенной целью. На стадии правотворчества выполняются следующие действия:
Так как общество постоянно развивается и изменяется необходимо совершенствовать системы действующих норм права. Поэтому критический подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности. В результате негативного отношения граждан к действующему праву определяется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Критический подход правосознания не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают попытки улучшить, усовершенствовать действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации особенно в прессе, письмах граждан в компетентные государственные органы, научно-популярных и научных работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.
Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию – стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические цели, поставленные правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих интересов и потребностей. Обязанные участники правоотношений добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим органам желательными и необходимыми.
На стадии реализации права во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.
После того как нормы права приняты правотворческим органом, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими нормами и неукоснительно руководствоваться ими в своей деятельности. Процесс ознакомления с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, их содержанием равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение и в системе ценностных правовых ориентаций.
Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием у субъекта положительных, либо отрицательных оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием волевых актов, т.е. принятием решений как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или противоправно. Избирая правомерный вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы права в реальной жизни и тем самым завершают процесс нормативно-правового регулирования. Желательный для государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным в конкретных действиях и поступках.
В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:
1. На
стадию возникновения прав и
обязанностей в конкретном
2. Вторая
стадия реализации прав и
С противоправными поступками государство мириться не может и вынуждено применять к правонарушителям действенные меры – санкции, предусмотренные нарушенной нормой права, - а также принуждать виновных лиц к реальному исполнению возложенных на них обязанностей.
Процесс применения юридической ответственности к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную стадию правового регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении правонарушений и применении юридической ответственности принимают граждане и их общественные объединения.
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия[1], которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Механизм правового регулирования – это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.
Следовательно, механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права[2].
Итак,
цель механизма правового