Место и роль науки «Теория государства и права» в системе гуманитарного и юридического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования – комплексный анализ предмета и системы методов, используемых теорией государства и права.
Задачи исследования: - определение теория государства и права как фундаментальной науки,
- анализ места и роли теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук;
- рассмотрение предмета теории государства и права;
- изучение методов, используемых теории государства и права.
Структура исследования: введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Место и роль науки «Теория государства и права» в системе гуманитарного и юридического знания……………………………………………5
1.1. Теория государства и права - фундаментальная наука………………….5
1.2. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук…………………………………………………………………………………...8
Глава 2. Предмет и метод теории государства и права…………………… 13
2.1. Определение предмета теории государства и права…………………..13
2.2. Методология теории государства и права……………………………...16
Заключение………………………………………………………………….…27
Список литературы……………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

ТГП Курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Методами теории государства  и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов  и способов, с помощью которых  изучается предмет науки. При  изучении теории государства и права  используются как общефилософские  принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых  входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к конкретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др.  Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпирического в познании. Первый связан с развитием понятийного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом.21

Общенаучные методы исследования государства и права

Наиболее распространенными  всеобщими методами исследования являются:

-метафизика;

-диалектика.

При метафизическом методе государство и право воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.

При диалектическом методе государство и право рассматриваются  в их развитии.

Разновидностями диалектики являются:

- идеализм (объективный  и субъективный);

- материалистическая диалектика.

Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма.

Объективный идеализм связывает  причины возникновения и функционирования государства и права с божественной силой либо Мировым или объективным  разумом, субъективный идеализм - с сознанием человека, с волей людей.

Материалистическая диалектика рассматривает государство и  право в развитии, в конкретной исторической обстановке и  во взаимосвязи  с другими явлениями. С точки  зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основным при исследовании государства и права.22

С точки зрения ряда ученых, включая стоящих на марксистских позициях, основополагающее значение имеет метод диалектики. Диалектика - учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Абсолютизация этого метода снижала его ценность. Во многих науках используются достижения диалектики в таких ее категориях, как качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, анализ и синтез и др.

Общим методом теории права и государства, как и  всех общественных наук, является метод философской диалектики (материалистической и идеалистической). Он выражается в подходе к изучению государства и права, основанном на общих закономерных связях развития бытия и сознания. Данный метод базируется на том, что в основе всех методов познания лежат объективные законы действительности, а развитие природы и общества есть поступательное движение от низшей ступени к высшей путем постепенного накопления количественных изменений в качественные. Он не подменяет метод других наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях.23

Так, метод философской  диалектики предполагает рассмотрение права как явления, которое определяется природой человека и условиями жизни  общества, связано с другими социальными явлениями, пронизывает сферу общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовных и находится в постоянном развитии, качественном обновлении (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, неокапиталистическое право).

Общий метод философской  диалектики раскрывается через следующие  приемы:

-Дедукцию и индукцию, т.е. логический метод восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Согласно указанному методу диалектической логики познание осуществляется в два этапа. На первом этапе познание объекта воспринимается как некое нераздельное целое, а на втором, с помощью анализа, объект познается по конкретным частям. Абстрактное понимается как односторонность знания, а конкретное как его полнота, содержательность. Таким образом, происходит движение от менее содержательного знания к более содержательному. Например, теория государства и права начинается с анализа процесса разложения первобытнообщинного строя и становления государственно-правовых явлений, а затем изучаются все более сложные отношения, лежащие в основе государства и права, причем более простое явление рассматривается раньше потому, что его легко понять, и оно исторически предшествует более сложному явлению.

- Метод единства логического и исторического. Суть исторического метода состоит в том, что процесс развития государственно-правовых явлений воспроизводится во всей многогранности, во всей полноте, со всеми случайностями, частностями, ошибками, искажающими объективную логику развития и со всем позитивным, что накоплено историческим опытом. Логическое исследование права и государства предполагает, напротив, отвлечение от всех случайностей, от отдельных фактов, особенностей, от всего несущественного, то есть теоретическое воссоздание объекта в сущностных, закономерных связях, выделение необходимого, всеобщего и особенного в процессе развития того или иного явления. Метод единства исторического и логического в теории государства и права служит методологической основой исследования закономерностей возникновения и развития государства и права.

- Системно-структурный метод, предполагающий, что все государственно-правовые явления рассматриваются как элементы систем. Система представляет собой совокупность элементов, связанных между собой определенными отношениями и зависимостями, представляющая относительно самостоятельную целостность. Примерами систем может служить организм, популяция, биоценоз, Земля, государство, различные виды техники. Системы обладают иерархичностью вложений, системы низшего ранга входят в качестве элементов в системы более высокого и широкого ранга. Системный подход в различных науках получил развитие с середины ХХ века в связи с развитием кибернетики.

В этом контексте право, государство, их структурные подразделения  можно рассматривать как открытые системы, которые состоят из систем более низкого порядка и входят в более широкие системы. Так, первичная клетка права является частью целостной системы права, а система права частью правовой системы государства. Норму права можно познать только в тесной логической связи с другими нормами, а система права познается в связи с элементами правовой системы: законодательством, правосознанием, правовой культурой. Чаще всего системно-структурный метод позволяет постичь взаимодействие государства и права как комплексный процесс со всеми его проявлениями, проследить связи между причиной и следствием в государственно-правовых явлениях.24

Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов  развития государства и права, это  своего рода ключ к их познанию. Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений.25

Прямое отношение к  анализу государства и права  имеет требование философии изучать  предметы и явления в развитии, с учетом изменений. Во-первых, потому, что бытие государства и права сама по себе предполагает действие и, стало быть, определенное движение; во-вторых, рассмотрение государства и права только в статике, без учета развития, даст несколько одностороннее представление об их роли в жизни общества.26

Важнейшее значение для  теории государства и права имеет  социальная философия. Социальная философия  исследует общие закономерности становления, развития и функционирования общества, она выполняет роль общей теории, поэтому теория государства и права, предмет исследования которой является происхождение, сущность, развитие и функционирование государства и права, должна сообразовывать свои теоретические положения с категориями социальной философии - в той мере, в которой «поведение» части определяется «поведением» целого.

Таким образом, различие между социальной философией и общей  теорией государства и права  состоит не только в их предмете, но и в степени конкретного  познания государственно-правовых явлений, в несовпадении аспектов изучения государства и права.

Иными словами, речь в  данном случае должна идти о научных  теориях разных уровней. Наука о  государстве и праве разделяется  на всеобщую (социальная философия, выступающая  в роли теории и метода познания государства и права), общую (общая теория государства и права) и частные науки (отраслевые юридические науки, объясняющие конкретные стороны (части) государственно-правовой действительности).

Первые две научные  теории являются методологическими. Социальная философия выполняет методологическую функцию по отношению как к общей теории государства и права, так и к отраслевым юридическим наукам, а общая теория государства и права имеет методологическое значение лишь для отраслевых наук.27

В юридической литературе указывается на то, что помимо всеобщих (философских) методов в исследовании государства и права применяются методы, общие для ряда наук, но являющиеся специальными по отношению ко всеобщему. К ним, по мнению Т.Н. Радько, можно отнести метод системного анализа, функциональный метод, структурный, математический (кибернетический) и др. Эти методы имеют некоторые общие принципы, применяемые при исследовании сложных систем, объектов, структур. Их использование вполне оправданно и целесообразно при анализе, например, системы права, обладающей определенной структурой, специфическим образом функционирующей и поддающейся количественным оценкам, изменениям.28

Специальные (особенные) и частные методы познания

Общие методы не могут  раскрыть особенности государственно-правовых явлений. Наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести: сравнительно-правовой метод, т.е. сопоставление разных государственно-правовых систем в разных обществах и условиях.

Конкретно-социологический - учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п.

Формально-логический (догматический) - используется при изучении нормативных  сторон правовых систем, дает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Формализм - неотъемлемое свойство права.

Системно-структурный - изучает  государство и право как комплексный  институт и процесс.

Метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия.

Метод, идущий от синергетики, - науки о самопроизвольных, самоорганизующихся случайностных процессах.

Развитие науки и  техники (ЭВМ, компьютеры и др.) привносит  ряд частных специфических методов  исследования.29

Частнонаучные методы - это  приемы, основанные на достижениях  технических, естественных и гуманитарных наук.

К частнонаучным методам  при изучении теории государства  и права относятся:

- математический;

- формально-юридический;

- сравнительно-правовой;

- статистический;

- конкретно-социологический;

- кибернетический;

- классификационный,

- правовой аналогии и др.

Формально-юридический  метод позволяет изучать и  определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию  понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

При сравнительно-правовом методе происходит сопоставление нормативно-правовых актов, правовых систем в целом, определение общих закономерностей. Он позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т. п.).

Статистический метод  используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Использование статистического  анализа позволяет исследовать  количественные показатели того или иного государственно-правового явления.

Конкретно-социологический  метод осуществляет выяснение мнения общества по вопросам государства и  права и позволяет с помощью  специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Кибернетический метод  производит изучение государства и  права с использованием современных  технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т.д.30

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа была посвящена изучению предмета и  методов теории государства и  права. На основании изученного материала и исследований можно сделать следующие выводы.

Теория государства  и права по отношению к структурным  юридическим наукам выступает как  общая теория государства и права, общая теория для юридической  науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки.

Информация о работе Место и роль науки «Теория государства и права» в системе гуманитарного и юридического знания