МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО
- ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Заочного образования
Кафедра Государственно - правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Теория государства и права
На тему: Монархия как форма правления
Москва 2010
Введение
Форма правления обуславливается
также конкретной расстановкой социально-политических
сил и результатом борьбы между
ними (проявляется в разных странах
в революционные периоды); историческими
особенностями отдельных стран (существование
в современной Великобритании парламентской
монархии); особенностями культуры
народа, аккумулирующей исторический
и политический опыт, обычаи и навыки
жизни в условиях отдельного государства
(трудности на пути становления демократии
в России объясняются спецификой
ее общей и политической культуры);
влиянием в стране политических процессов,
в том числе военных (смена
форм власти в ряде государств после
Второй Мировой Войны).
При монархической (греческое
слово monarchia - единовластие) форме правления
главой государства является единоличный
правитель - монарх; власть монарха, как
правило, является пожизненной и
передается в порядке престолонаследия.
Вплоть до начала XIX века монархия была
правилом для всех государств, а
республика (несмотря на то, что это
такая же древняя форма) - скорее
исключением. С начала прошлого века
это соотношение неуклонно изменяется,
сегодня монархия уже рассматривается
как пережиток прошлого, иногда даже
просто как дань традиции (ряд государств
Европы, Япония, страны Содружества).
Безусловно, монархическая
форма правления плохо согласуется
с господствующими в современной
мире идеями народного суверенитета
и равноправия людей. Центральной
фигурой для монархической формы
правления является монарх - единоличный
глава государства, осуществляющий
власть по собственному праву, а не
в порядке делегации. Во всех монархических
странах монарх является по закону
особой неприкосновенной и никакой
ответственности не подлежит. В разных
странах монарх носит различные
названия: король - в Великобритании,
Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан
- в Малайзии, Брунее, Омане; эмир - в
Кувейте, ОАЭ; великий герцог - в Люксембурге;
князь - в Лихтенштейне.
В современном мире монархия
как форма правления сохранилась
в ряде государств, а в результате
трансформаций, переориентирования полномочий
высших органов власти приобрела
новые формы и значение.
Цель данной работы - изучение монархии как формы
правления.
Задачи: 1. Дать понятие и определить
сущность монархии. 2. Рассмотреть виды монархии. 3. Оценить достоинства и недостатки
монархии.
Объект исследования - монархическая форма правления.
Предмет исследования - система функций и полномочий
монархии.
Глава I Форма правления
как одна из основных характеристик
устройства государства
В современном мире для
общего обозначения структурных
и властных признаков государства
используется понятие «форма государства».
Это понятие включает три элемента:
форму государственного устройства, форму правления и политический режим. Форма
государственного устройства определяет
принципы национально-территориальной
организации государства и взаимоотношений
центральных органов власти с региональными.
Различают три основные формы государственного
устройства -- унитарное государство, федерацию
и конфедерацию. Унитарное государство,
наиболее распространенное в современном
мире, характеризуется единством конституции
и единством системы высших органов государственной
власти, высокой степенью централизации
управления всех административно-территориальных
единиц (департаментов, областей, районов
и т. п.) при отсутствии у них политической
самостоятельности. В качестве примеров
унитарных государств можно назвать Финляндию,
Францию, Японию. Такой была и Российская
империя до 1918 года. В настоящее время
в нескольких унитарных государствах
-- Великобритании, Испании, Италии, Дании,
Финляндии -- существует административная
автономия для отдельных территорий. Так,
в составе Великобритании ограниченной
автономией располагают Шотландия и Северная
Ирландия. Федерация предполагает иной
тип внутренних связей, объединяя несколько
государств или территорий (субъектов)
в единое союзное государство при сохранении
у каждого из них юридической и некоторой
политической самостоятельности. Показателем
известной суверенности каждого члена
федерации является наличие у них собственной
конституции, законодательства, органов
представительной и исполнительной власти,
а в некоторых случаях и гражданства, флага,
герба, гимна. Прямое представительство
субъектов федерации в парламенте страны
обеспечивает существование второй палаты
(в России, например, им является Совет
Федерации, в США -- Сенат, в ФРГ -- Бундесрат).
Вместе с тем основополагающий принцип
федеративного государства -- главенство
общефедеральной конституции и законодательства.
Важными объединяющими факторами в нем
выступают единое социально-экономическое
пространство, общность денежной системы
и гражданства. В настоящее время федеративную
форму государственного устройства избрали
около 20 стран. Конфедерация представляет
собой постоянный союз суверенных государств,
образованный с определенной целью, чаще
всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации
обладают высокой степенью суверенитета
при ограниченных правах конфедеративного
центра, в ведении которого находятся,
как правило, только главные вопросы внешней,
оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической
политики. При необходимости создания
центральных органов, единых вооруженных
сил и общей банковской системы их образуют
на паритетной основе и только при условии
ратификации в законодательных органах
субъектов конфедерации. Для обозначения
способа организации верховной государственной
власти, принципов взаимоотношений ее
органов, степени участия населения в
их формировании используется термин
форма правления. Истории известны две
такие формы -- республика и монархия. Отличительным
признаком республиканской формы правления,
самой распространенной в современном
мире, является выборность высшей государственной
власти. Типологически выделяются три
подвида республики -- парламентская, президентская
и смешанная. Парламентскую республику
отличает такой признак, как верховенство
избираемого законодательного собрания,
закрепленное конституционными нормами.
Именно парламент формирует ответственное
перед ним правительство, подбирая кандидатуры
из лидеров победившей на выборах партии
включая премьер-министра. Таким образом,
высшая исполнительная власть имеет четко
выраженную партийную принадлежность.
Глава государства (президент) при формировании
кабинета министров выполняет не более
чем формальную процедуру. Вместе с тем
во многих парламентских республиках
высшая исполнительная власть фактически
занимает значительно более важное положение
сравнительно с тем, что предписано ей
законодательством. Парламентский контроль
за деятельностью правительства в действительности
нередко оказывается декларативным. Напротив,
правительство, располагающее правом
роспуска парламента, в состоянии контролировать
его деятельность и оказывать на него
давление. Парламентская форма правления
установлена в таких странах, как Германия,
Ирландия, Италия, Турция, Швейцария. В
президентской республике реализован
принцип жесткого разделения власти на
законодательную, исполнительную и судебную.
Каждая из них осуществляет свои полномочия
в течение всего установленного срока.
Право формирования правительства принадлежит
президенту, являющемуся одновременно
и его главой. Образуемое таким образом
на внепартийных началах правительство
не несет ответственности перед парламентом.
Президент, со своей стороны, не обладает
правом роспуска законодательного собрания.
Классическим образцом президентской
республики считаются США, ставшие родоначальником
этой формы правления в 1787 году. Затем
она наиболее широко распространилась
в странах латиноамериканского континента
-- Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии,
Венесуэле, Боливии, Уругвае и др. В соответствии
с конституцией США, президент, будучи
одновременно главой государства и исполнительной
власти, является единственным должностным
лицом федерального правительства, выбираемым
гражданами страны на четырехлетний срок
с правом лишь одного переизбрания. Поскольку
на президенте лежит основной груз ответственности
за выбор политической и экономической
программы, он наделен широкими административно-исполнительными
полномочиями. На него возложено руководство
государственным аппаратом включая вооруженные
силы; он же отвечает за назначение судей
федеральных судов. Формально лишенный
права вмешиваться в дела парламента,
чтобы не нарушать принцип разделения
властей, президент США тем не менее на
практике в состоянии оказывать такое
вмешательство, блокируя одобренные нижней
палатой законопроекты при помощи предоставленного
ему права вето. Для преодоления президентского
вето парламенту необходимо повторно
одобрить законопроект квалифицированным
большинством (две трети голосов). Однако
и парламент (Конгресс) располагает средством
контроля за исполнительной деятельностью
президента. Один из основных рычагов
-- финансовый. При ежегодном голосовании
по вопросу о государственном бюджете
обе палаты Конгресса (Палата представителей
и Сенат) вправе не согласиться с запросами
президентской администрации. Кроме того,
Сенат наделен правом контролировать
назначения президента на некоторые высшие
государственные посты (членов кабинета,
судей федеральных судов, послов и др.).
Существуют и другие парламентские способы
контроля за деятельностью президента,
вплоть до импичмента. Смешанной форме
правления присущи такие основные черты,
как избрание президента всеобщим голосованием;
наличие у него собственных достаточно
широких властных полномочий, позволяющих
ему действовать независимо от правительства;
ответственность правительства, возглавляемого
премьер-министром, перед парламентом.
Такая форма закреплена конституциями
ряда западноевропейских стран -- например,
Франции, Португалии, Австрии, Исландии.
Не вполне определенной, по мнению некоторых
исследователей, остается форма правления
Российской Федерации. Положение Конституции
«Российская Федерация -- Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления» не
является исчерпывающим, считают они.
Напротив, оно оставляет простор для разных
толкований. Исходя из фактического статуса
президентской власти, не отраженного
в должной мере в конституционных нормах,
одни из этих исследователей склонны видеть
в форме правления черты республики парламентского
типа с президентским режимом, другие
-- президентской или полупрезидентской
республики Малышев А. Ю. Российская Федерация:
становление и развитие государственности.
Новосибирск, 2000. С. 25.
. До принятия 19 октября
1999 года федерального закона «Об
общих принципах организации
системы представительных (законодательных)
и исполнительных органов государственной
власти в Российской Федерации»
форма республиканского устройства
субъектов Федерации не была
регламентирована, и, следовательно,
были возможны различные варианты.
Так, например, в Удмуртии сформировалась
типично парламентская республика.
Однако закон потребовал от
регионов соответствия общефедеральным
конституционным основам, т. е.
ориентации на президентскую
или полупрезидентскую республику.
Вторая форма правления
-- монархия -- подразделяется на две
основные разновидности: абсолютную и
конституционную. Абсолютная монархия,
чьи корни уходят в эпоху Средневековья,
основывается на юридической принадлежности
всей полноты государственной власти
одному лицу. В настоящее время
она практически полностью изжила
себя, продолжая сохранять в неизменном
виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти
прежнее содержание в таких государствах,
как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар,
Оман. Конституционная монархия, в
свою очередь, условно может подразделяться
на парламентскую и дуалистическую.
Показательным примером первой считается
Великобритания. Реальная законодательная
власть в ней принадлежит парламенту,
а исполнительная -- кабинету министров
во главе с премьером, кандидатура
которого формально подбирается
монархом, осуществляющим на практике
лишь церемониальные функции. Напротив,
при дуалистической форме монархии,
сохраняющейся в Иордании и Марокко,
реальная власть сосредоточена в
руках монарха. Парламент, которому
конституция предоставляет законодательные
полномочия, фактически подконтролен
первому лицу государства, обладающему
правом вето, и тем более не оказывает
влияния на деятельность исполнительной
власти. Довольно экзотическая разновидность
конституционной монархии -- выборная
-- существует в Малайзии. Конституция
1957 года установила порядок избрания
главы государства на пять лет
поочередно всеми девятью государствами,
входящими в это своеобразное
монархическое федеративное образование.
Не менее своеобразная форма правления
родилась в Объединенных Арабских Эмиратах
(ОАЭ), представляющих собой по существу
федерацию семи монархических государств.
Стоящие во главе них эмиры
образовали Высший совет, от лица которого
коллективно реализуют свои властные
полномочия. Особую разновидность монархической
формы правления представляет собой
доминион. К доминионам причисляют
себя 16 государств из числа бывших британских
колоний--Австралия, Новая Зеландия,
Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически
почти все они являются парламентскими
республиками, но формально продолжают
объявлять главой государства британского
монарха. Мировая практика выделяет
и несколько форм политического
режима. К наиболее распространенным
из них относятся демократия, олигархия,
авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.
Глава II Монархия как форма
правления
Монархия - это такая форма
правления, при которой верховная
государственная власть осуществляется
единолично и переходит по наследству.
Исторически существовало большое
разнообразие монархических форм правления:
древневосточная деспотия, эллинистическая
монархия, Римская империя, раздробленная
монархия, сословно-представительная
монархия, абсолютная монархия, самодержавие
в России как её разновидность, конституционная
монархия.
1 Виды монархий
Главной особенностью в определении
видов монархии является их рассмотрение
в контексте цивилизационного развития
общества. Поэтому деление монархий
часто происходит по временному признаку.
Об этом можно судить по их названиям.
1.1 Древневосточная
монархия
Древневосточная монархия может
по праву считаться первой формой
государственного правления в истории
человечества. Первые государства использовали
именно ее для организации управления
своим обществом. Появление и
развитие рабовладельчества лежало
в основе появления первых государств
древнего Востока. Поддержка рабовладельцев
была главной задачей древневосточной
монархии. Осуществление такой поддержки
проводилось при помощи деспотии.
В своем правлении деспоты
опирались на сильную армию и
не менее сильный бюрократический
аппарат. Отсутствие ответственности
за действия правителя позволяло
создать достаточно крепкое государство.
Но при его расширении централизация
власти терялась и на окраинах страны
власть деспота не была достаточно
сильна, для предотвращения возможных
восстаний и бунтов. Это заставляло
верховного правителя искать поддержку
у влиятельных, в общественном плане,
слоев общества. По этой причине
древневосточная монархия не была абсолютной.
Во многих странах правитель вынужден
был делить власть с аристократией.
Такая форма государственного устройства
существовала в таких странах
Древнего Востока как Египет, Китай,
Вавилон, Индия и т.д.
1.2 Древнеримская
монархия
Древнеримская монархия, как
следует из названия, сложилась на
территории Римской Империи в
период развала республики, в 1 веке
до нашей эры. В отличие от древневосточной
древнеримская монархия появилась
в развитом рабовладельческом государстве.
Вся монархия в Риме делится на
2 этапа.
Первым этапом является "принципат".
Его характерной особенностью
является большая роль
республиканских органов власти
в системе управления.
Несмотря на правление
монархов в стране продолжают действовать
и принимать обязательные решения
сенат и народное собрание. Однако
выбираемые этими органами должностные
лица: трибуны, преторы, и стратеги,
теряют властные полномочия. Должность
одного из двух консулов, управлявших
государством по принципу равенства, упраздняется,
а второй из них автоматически
становится императором. К нему переходят
все полномочия глав законодательной,
исполнительной и судебной власти.
При этом представительные органы продолжают
существовать, но избираемые ими должностные
лица не имеют властных полномочий.
Существовавшая при принципате система
скоро изжила себя. Республиканские
органы власти не могли существовать
при монархии. Это привело к
тому, что в 3 веке нашей эры представительские
органы были упразднены. С этого
момента в истории древнеримской
монархии начался новый этап называемый
периодом "доминанта". Характерной
особенностью системы управления в
то время было сосредоточение верховной
власти в руках императора. Назначение
чиновников на высокие посты римской
бюрократической системы осуществлялось
только по воле верховного правителя.
Он так же являлся главнокомандующим
армии, которая была опорой власти.
Громадные территории Римской империи
требовали создания большого государственного
аппарата. Главным чиновником, которого
был император. Несмотря на попытки императоров
централизовать и усилить власть в стране
древнеримская монархия не смогла предотвратить
развал и уничтожение Римской империи.
1.3 Феодальная монархия
Феодальная монархия относится
к совершенно новому виду общественных
отношений, чем существовавшие до нее.
После крушения рабовладельческого
строя и появления первых феодальных
государств, в странах западной и
центральной Европы, старые виды государственного
устройства применяемые в античном
мире стали неприемлемы. В основе
общественных отношений в древнеримской
и древневосточной монархиях
лежал рабовладельческий способ
производства. В условиях феодализма
низшие слои населения имеют личную
свободу, но не являются собственниками
земли. За право пользоваться землей
феодала крестьяне отдавали ему
часть урожая, а также вынуждены
были служить своему хозяину. Главной
проблемой государственного устройства
в начальный период феодальной монархии
была децентрализация власти. Отсутствие
крепкого аппарата управления привело
к тому, что феодалы являлись единовластными
правителями на своей земле. Государства
могли появиться только благодаря
захватнической политике отдельных
феодалов. Но, как правило, существовать
они переставали сразу после
смерти правителя. Основным способом управления
было использование военной силы.
Подобная государственная система,
называемая часто раннефеодальной
монархией, являлась во многих странах
переходной. Примитивные способы
управления и слабая централизация
приводили к распаду стран
средневековой Европы. В крупных
государствах роль феодалов была очень
высока, и с течением времени стало
очевидно, что монарх не обладает всей
полнотой верховной власти. После
периода борьбы феодалов за расширение
своего влияния на политическую жизнь
страны, называемого феодальной раздробленностью,
верховная власть была вынуждена
пойти на уступки. Подобной уступкой
стало создание представительного
органа. С этого момента начинается
история сословно-представительных
монархий. Монархии этого типа характерны
обязательным существованием представительного
органа в структуре управления. В
сословные органы входили представители
аристократии. Их главной задачей
была законотворческая деятельность,
но в некоторых странах они
получали и судебные функции. При
этом монарх становился главой исполнительной
власти. Законы, принимаемые, аристократами
защищали интересы богатейших слоев
общества. Существование сословных
органов давало правителю необходимую
поддержку и помощь в управлении
страной. Зачастую назначение на высокое
посты в органы исполнительной власти
осуществлялось не по профессионализму
чиновника, а по его родству. Качество
работы государственных органов
при этом была не высокой. Власть аристократов
в конечном итоге привела к
упадку те государства, в которых
существовала сословно-представительная
монархия. Ей на смену пришло новое
государственное устройство называемое
абсолютной монархией.