Налогообложение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение реального налогового положение человека и гражданина в налоговой системе РФ.
В соответствии с разработанным планом были поставлены следующие задачи:
- выявить основные идеи, определяющие содержание принципов российского налогового права;
- проанализировать в историческом аспекте подходы к пониманию принципов налогового права с целью выявления их отраслевых особенностей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.82 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Введение

 

 

          Вся налоговая система в РФ практически укладывается сегодня в один основной документ – Налоговый Кодекс РФ. В нем можно найти массу полезной и не очень информации – виды налогов, субъекты (участники налоговых отношений), порядки расчета налогов, ответственность за нарушения и так далее. К нему, конечно же, существует огромное количество писем, разъяснений и подзаконных актов.

            Данная работа посвящена проблеме налогообложения в Российской Федерации, злободневность которой, проявляется в том, что она имеет непосредственное отношение к каждому жителю РФ, т.к. каждый из нас неоднократно с ней сталкивается.

            Рассматриваемая проблема объемна и многоаспектна. Ее значимость также состоит в необходимости решения конкретных задач, таких как пробелы в налоговом кодексе.

Целью работы является изучение реального налогового положение человека и гражданина в налоговой системе РФ.

В соответствии с разработанным планом были поставлены следующие задачи:

- выявить основные идеи, определяющие  содержание принципов российского  налогового права;

- проанализировать в историческом  аспекте подходы к пониманию  принципов налогового права с  целью выявления их отраслевых  особенностей;

- обосновать правовую природу  принципов российского налогового  права, а также их систему  и классификацию в условиях  глобализации;

- выявить основные виды  гарантий реализации принципов  российского налогового права;

        - определить функциональную роль принципов налогового права в налоговом правоприменении;

 

 

 Объектом исследования являются общественные отношения (налоговые  с учетом в целом финансовых), возникающие в процессе налоговой  деятельности государства, а также  защиты прав и законных интересов  налогоплательщиков.

В качестве теоретической  основы широко применялись труды  и учебные пособия по налоговому праву разных авторов. Также использован Налоговый кодекс РФ.

                      

 

Глава 1.Налоговое  право в Российской федерации.

    1. Развитие учений о налогообложении

 

 

Формирование основных налоговых  теорий в качестве научных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают  определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Потребность в установлении теоретических основ налоговых  отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов1.

Первой налоговой теорией  является теория обмена, получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII— XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители С. де Вобан и Ш. Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т. е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. щвейцарский экономист Ж. Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений — наслаждения от общественного  порядка,  справедливого  правосудия,  обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

Теорию налога как страховой  премии разработал во второй половине XIX в, французский экономист А. Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Дж. Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (А. Смит и Д. Рикардо). Сторонники этой теории рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства.

Данная теория имеет более  высокий научный уровень и  состоит в обосновании экономической природы налога, впервые изученной А. Смитом. Его основной труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:

— принцип  справедливости,  означающий,  что подданные государства  должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под  покровительством и заогитой государства;

— принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

— принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог  должен взиматься в то время и  таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

— принцип экономии, заключающийся  в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.

Соблюдение этих принципов  делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.1

Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том, что налоги — главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного развития. В числе базовых положений кейнсианской школы — ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги — это встроенный механизм гибкости в экономической системе.  Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу.2

Примером частной налоговой  теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае.

Итак, процесс теоретического обоснования природы налога и  оптимальных границ налогообложения  прошел долгий путь и до сих пор  не завершен. В настоящее время  происходит формирование научно-теоретических воззрений на проблемы в области налоговых отношений.

1.2. Понятие и роль налогов

 

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин  Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы "Конституция Российской Федерации"3.» Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный  фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмезность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части  федерального бюджета на1997год

Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство  воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные  функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог – установленная законом  форма отчуждения собственности  физических и юридических лиц  в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.4

 

2.3 Виды налогов

 

Многообразие налоговых  платежей создает объективные предпосылки  для их классификации, то есть обособления в отдельные группы со сходными признаками. В научной литературе налоги группируются по самым различным основаниям, а именно: по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и уплаты, по налоговому бреме-ни, целевой направленности и т.д.

НК РФ предусматривает  лишь одну классификацию налогов  и сборов, придавая ей нормативный  характер: согласно п. 1 ст. 12 НК РФ все  налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.

В зависимости от категории  налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.

По объекту обложения  выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности. В налоговой системе  России существует несколько поимущественных налоговых платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Согласно ст. 41 НК РФ доход  определяется как экономическая  выгода в денежной или натуральной  форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В отличие от дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. К налогам на доходы относится и единый социальный налог. Налоги на доходы в литературе нередко подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (обще-подоходные) и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов1. Значительными особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды, материальная выгода, различного рода выигрыши и призы, доходы, полученные в натуральной форме, и др.

В некоторых случаях объектами  налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация подакцизных товаров облагается акцизами независимо от экономических результатов такой деятельности; здесь главное не доходы (прибыль), а количество реализованных товаров.

Уже несколько столетий в  правовой и экономической науках остается актуальной классификация  налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель в свою очередь становится налогоплательщиком, и вся «схема» по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты косвенных налогов. Поэтому косвенные налоги иногда называют «налогами на потребление».

Информация о работе Налогообложение в Российской Федерации