Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание

В данной работе будут использованы труды квалифицированных юристов, их статьи из периодических изданий, а также некоторые нормативные правовые акты. Задача работы: определить понятие правовой нормы, её признаки, функциональное значение в системе социальных норм, выявить структуру и классификацию правовых норм, а также рассмотреть способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Сущность нормы права 4
§1. Понятие нормы права и её роль в системе социальных норм. 4
§2.Признаки нормы права 9
Глава II. Структура нормы права. 12
§1.Гипотеза 13
§2.Диспозиция 15
§3.Санкция 16
Глава III. Классификация норм права 18
Глава IV. Норма права и статья нормативно-правового акта 26
§1. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. 26
§2. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. 26
Заключение 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

ТГП Курсовая работа Норма права.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

     Наконец, существуют так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например лишение права занимать какую-либо должность или заниматься определенным видом деятельности.

     Типичным  примером кумулятивной санкции служит санкция ч. 2 ст. 285 УК РФ, устанавливающей, что использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Занимая сторону тех, кто считает, что  трехчленная структура постоянна, можно сказать, что норма права  состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые можно преобразовать в простую словесную формулу «если – то – иначе». Краткие определения данных понятий: гипотеза – условие при наличии или отсутствии которого будет реализовываться диспозиция; диспозиция – само правило поведения, стержень нормы права; санкция – последствия для реализующего диспозицию. Однако следует учитывать и тот факт, что не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех трёх перечисленных элементов. В некоторых случаях они распределены по разным статьям закона и даже по разным законам. Но правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение правовых норм, имея в наличии или «запасе» все названные элементы. 
 
 
 

Глава III. Классификация норм права

     Современное законодательство состоит из разнообразных  по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков). Здесь можно отметить, что системность – одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно16.

     Классификация позволяет: установить место каждого  вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Критерии классификации разнообразны. Среди них можно выделить классификацию по функциональной роли в механизме правового регулирования, по отраслям, по средствам, используемым для регулирования общественных отношений, по выполняемым функциям, по кругу лиц, на которых распространяется действие норм и по субъекту правотворчества.

      В зависимости от роли норм права в регулировании общественных отношений, т.е. по их функциональной роли в механизме правового регулирования, выделяются две группы норм — нормы — правила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления.

Исходные  нормы определяют цели, задачи, принципы и направления регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они дают основы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах — правилах поведения. Среди таких норм выделяют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции.

    В зависимости от предмета регулирования  нормы подразделяются по отраслям (уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за различные правонарушения и т.д.

Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

Процессуальные  нормы имеют много общего с  нормами материального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

— обслуживающие  отрасль в целом, например нормы  уголовного процесса, гражданского процесса, административного процесса;

— обслуживающие  конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам.

     Считается, что по характеру своего действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и нормы специального действия.      

    Регулятивные нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. Например: п.3. ст. 261 ГК РФ «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».17

     Регулятивные нормы делятся многими теоретиками на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но, и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он правомочен).

    Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций. Например,  ст. 306 ГК РФ «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом»18.

          Специализированные  нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений. В отличие от регулятивных и охранительных, они носят дополнительный характер19. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на четыре основных разновидности:

  1. Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий. Например: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления»20.
  2. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые.
  3. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных ситуаций.  Например: ч.2. п.2. ст. 7 ГК РФ «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора»21.
  4. Нормы принципы – это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п.2. ст. 17 Конституции РФ установлено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»22.

    По  кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Крайнего Севера.

    По  субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.

    Выделяют  также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной организации, например правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.

    В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разновидности так называемые специализированные нормы, например, компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленностью — возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат — возмещение вреда, компенсацию потерь.

    Виды классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так как, изучая данный вопрос, исследователь неизбежно встает перед проблемой условности подразделения юридических норм. Так например, еще одно основание для классификации – сфера действия. Тут можно выделить общие, специальные, исключительные. Общие нормы – это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (сделка). По отношению к ним специальные нормы выглядят как будто уточнение (сделка купли-продажи). Исключительные нормы представляют нечто среднее. Они содержат изъятие из общих и специальных норм.

          Также нормы подразделяют по степени обязательности. Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

    Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: п. 1 ст. 272 ГК РФ «При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества, права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества»23.

    Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением, т.е. можно сказать, что они содержат властные предписания и исключают возможность усмотрения при их реализации. Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий). Например: п.1. ст. 22 ГК РФ «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом»24. Теория права различает также поощрительные и рекомендательные нормы, которые занимают особое место в данной классификации.

    Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения). Необходимо отметить, что возможность применения данных норм предусматривается только при наступлении условий гипотезы.

    Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Они содержат в себе советы, предложения компетентных органов рассмотреть тот или иной вопрос и принять по нему определенное решение, заранее официально признавая его имеющим юридическую силу.  Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

    Кроме того, в составе группы императивных норм некоторые источники выделяют бланкетные нормы. Диспозиция бланкетных норм включает в себя меняющийся элемент – правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах  (правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). Следовательно, это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил25. Например: п.1. ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека...»26.

Информация о работе Норма права