Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности нормы права и её признаков, определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия.

Задачи работы:

— рассмотреть понятие и признаки нормы права;

— исследовать структуру правовой нормы;

— рассмотреть классификацию правовых норм по различным основаниям;

— изучить способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и признаки нормы права……………………………..……...5
Глава 2. Структура правовой нормы, характеристика её элементов……......13

Глава 3. Классификация норм права………………………………………….19 Заключение..........................................................................................................25

Список использованной литературы…………….………………………....30

Работа состоит из  1 файл

курсовая тгп.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Санкции альтернативные. Называют несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно, например, за 
нарушение правил несения пограничной службы, не повлекшее тяжких последствий, предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение по службе, содержание в дисциплинарной части.

     Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, меры ответственности и меры предупредительного воздействия. 
Меры защиты направлены на восстановление, нарушенных прав (возмещение причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней 
должности и т.п.).

     Меры  ответственности носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, штраф и т.п.).

     Меры  предупредительного воздействия направлены на пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения (привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в обеспечение ущерба, задержание подозреваемого и т.п.). Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.

     В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: право-восстановительные ( направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав ) и штрафные, карательные ( предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него обязанностей либо его официальное порицание ).

     С помощью право-восстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны ( либо размер их ограничен заранее известным пределом ); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния ( отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно ).

     Штрафные, карательные санкции применяются  за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу, подлежащих применению принудительных мер ( например — исправительные работы или штраф ), либо их пределы ( лишение свободы на срок от двух до пяти лет ), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность штрафных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении карательных санкций общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим.

     Таким образом, в структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют ( в диспозиции ) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

     Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи и системности, которая является существенным качеством права: юридические нормы неразрывно связаны между собой и в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез и санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

     Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру. Последняя показывает, из каких частей состоит та или иная норма и как эти части взаимосвязаны.

     Научная обоснованная классификация дает возможность  систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему  права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм:

     I. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются: 
Исходные нормы — отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

     Они обладают высокой степенью абстрагирования  и получают свое 
логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т.д. 
Общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;

     Специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения. 
 

     Виды  исходных норм:

     Нормы-начала - это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.

     Нормы-принципы - это правовые нормы, выражающие и закрепляющие 
принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

     Определительно-установочные нормы - это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования.

     Нормы-дефиниции - содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора - в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение.

     Нормы-правила  поведения - это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.

     II. По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

     III. По методу правового регулирования правовые нормы разделяют : 
Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких 
отступлений; Диспозитивные, предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона; Рекомендательные нормы, которые устанавливают желательные варианты поведения, что широко применяется при заключении гражданско-правовых актов, сделок.

     IY. По форме выражения предписания нормы принято делить на:

     Управомачивающие — нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии;

     Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;

     Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.

     В научной литературе выделяются и другие основания классификации 
правовых норм, например (по времени действия: постоянные и временные; по характеру правовой нормы: материальные и процессуальные; по способу изложения: прямого изложения, отсылочные, бланкетные), а также по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе8.

     Представляется, что указанные основания более  целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов. 
Считается, что по характеру своего действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные.

     Регулятивные  нормы непосредственно нормируют  поведение (свободу) субъектов общественных отношений, опосредствуя принадлежащие  им субъективные права и обязанности.

     Регулятивные  нормы делятся многими теоретиками  на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие ( их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен.

     Охранительные нормы регулируют отношения юридической  ответственности, которые возникают  вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных  норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.

     Появившиеся же в теории права еще в начале 50-х гг. прошлого века дефинитивные нормы прямо правил поведения не устанавливают, хотя такие правила в них, бесспорно, содержатся. Представляя собой полноценные правовые нормы, они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение ( например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица ).

     Виды  классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так как, изучая данный вопрос, исследователь неизбежно встает перед проблемой условности подразделения юридических норм, поскольку большинство попыток систематизации в основном представляют собой лишь разные срезы анализа одного и того же феномена.

     Так, помимо вышеизложенного подразделения, некоторые авторы различают определенные и относительно определенные правовые нормы. Такой подход призван определить степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам ( если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям ( если указаны альтернативные варианты поведения ). 
С этим связано и деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующие связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции ( быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности ( каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом — нормы относятся к императивным.

     Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Информация о работе Норма права