Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 18:12, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности нормы права и её признаков, определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия.
Задачи работы:
— рассмотреть понятие и признаки нормы права;
— исследовать структуру правовой нормы;
— рассмотреть классификацию правовых норм по различным основаниям;
— изучить способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права……………………………..……...5
Глава 2. Структура правовой нормы, характеристика её элементов……......13
Глава 3. Классификация норм права………………………………………….19 Заключение..........................................................................................................25
Список использованной литературы…………….………………………....30
Санкции
альтернативные. Называют несколько видов
неблагоприятных последствий, из которых
правоприменитель выбирает одно, например,
за
нарушение правил несения пограничной
службы, не повлекшее тяжких последствий,
предусмотрены следующие виды наказаний:
лишение свободы, ограничение по службе,
содержание в дисциплинарной части.
Санкции
по своему характеру подразделяются на меры
защиты нарушенных прав, меры ответственности
и меры предупредительного воздействия.
Меры защиты направлены на восстановление,
нарушенных прав (возмещение причиненного
вреда, восстановление на работе, в прежней
должности и т.п.).
Меры ответственности носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, штраф и т.п.).
Меры предупредительного воздействия направлены на пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения (привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в обеспечение ущерба, задержание подозреваемого и т.п.). Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.
В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: право-восстановительные ( направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав ) и штрафные, карательные ( предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него обязанностей либо его официальное порицание ).
С помощью право-восстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны ( либо размер их ограничен заранее известным пределом ); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния ( отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно ).
Штрафные,
карательные санкции
Таким образом, в структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют ( в диспозиции ) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.
Структура
правовой нормы основывается на взаимосвязи
и системности, которая является существенным
качеством права: юридические нормы неразрывно
связаны между собой и в определенных аспектах
выступают как диспозиции, имеющие свои
гипотезы и санкции, в других - как элементы
гипотез и санкций других норм. Санкция
одной нормы становится диспозицией при
нарушении охраняемой нормы и применении
мер принуждения к правонарушителю; гипотезы
также в определенном аспекте становятся
диспозициями, указывающими, каким именно
обстоятельствам следует придавать юридическое
значение.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру. Последняя показывает, из каких частей состоит та или иная норма и как эти части взаимосвязаны.
Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм:
I. По функциям
норм в механизме правового регулирования
выделяются:
Исходные нормы — отправные, первичные,
учредительные. Они определяют исходные
начала правового регулирования общественных
отношений: цепи, задачи, принципы, пределы,
направления, методы правового регулирования,
закрепляют правовые категории и понятия.
Они
обладают высокой степенью абстрагирования
и получают свое
логическое развитие и конкретизацию в иных
нормах права. Однако они могут обладать
прямым действием и применяются при обосновании
выбора правового акта, а также для подтверждения
решения и т.д.
Общие нормы содержатся в общей части любой
отрасли права и регулируют видовые общественные
отношения;
Специальные
нормы присущи отраслям права и регулируют
родовые общественные отношения.
Виды исходных норм:
Нормы-начала - это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.
Нормы-принципы -
это правовые нормы, выражающие и закрепляющие
принципы права, например, принцип равенства
в ст. 19 Конституции РФ.
Определительно-
Нормы-дефиниции - содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора - в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение.
Нормы-правила поведения - это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.
II. По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.
III.
По методу правового регулирования правовые
нормы разделяют :
Императивные нормы, строго обязательны,
не допускающие никаких
отступлений; Диспозитивные, предписывающие
варианты поведения, предоставляющие
право выбора в пределах закона; Рекомендательные
нормы, которые устанавливают желательные
варианты поведения, что широко применяется
при заключении гражданско-правовых актов,
сделок.
IY. По форме выражения предписания нормы принято делить на:
Управомачивающие — нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии;
Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;
Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.
В научной
литературе выделяются и другие основания
классификации
правовых норм, например (по времени действия:
постоянные и временные; по характеру правовой
нормы: материальные и процессуальные;
по способу изложения: прямого изложения,
отсылочные, бланкетные), а также по субъектам
правотворчества, по сфере действия правовых
норм, кругу лиц, юридической силе8.
Представляется,
что указанные основания более
целесообразно применять в
Считается, что по характеру своего действия
функционирующие в обществе юридические
нормы подразделяются на регулятивные,
охранительные и дефинитивные.
Регулятивные
нормы непосредственно
Регулятивные
нормы делятся многими
Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций.
Появившиеся же в теории права еще в начале 50-х гг. прошлого века дефинитивные нормы прямо правил поведения не устанавливают, хотя такие правила в них, бесспорно, содержатся. Представляя собой полноценные правовые нормы, они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение ( например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица ).
Виды классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так как, изучая данный вопрос, исследователь неизбежно встает перед проблемой условности подразделения юридических норм, поскольку большинство попыток систематизации в основном представляют собой лишь разные срезы анализа одного и того же феномена.
Так,
помимо вышеизложенного подразделения,
некоторые авторы различают определенные
и относительно определенные правовые
нормы. Такой подход призван определить
степень и вид юридической регламентации
поведения адресатов норм, меру их самостоятельности
в процессе осуществления норм. Разная
степень определенности может быть свойственна
гипотезам ( если при определении условий
реализации правовой нормы предусмотрена
возможность выбора юридических фактов)
и диспозициям ( если указаны альтернативные
варианты поведения ).
С этим связано и деление правовых норм
на императивные (категорические) и диспозитивные,
характеризующие связь гипотезы и диспозиции.
Если в числе обстоятельств, обусловливающих
реализацию правовой нормы, указано решение
участников правоотношения, возникающего
на основе диспозиции ( быть или не быть
этому отношению?), либо если им предоставлено
право определить, конкретизировать будущие
права и обязанности ( каково содержание
будущего правоотношения?), нормы относятся
к диспозитивным; если и основания возникновения
правоотношения, и его содержание твердо
и детально определены нормативным актом —
нормы относятся к императивным.
Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.