Объекты и направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:04, контрольная работа

Описание

По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления регулирования.
Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат. Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного .процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Работа состоит из  1 файл

Объекты и направления государственного регулирования экономики.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

Объекты и направления  государственного регулирования  экономики

По объекту  воздействия со стороны государства  выделяются различные направления  регулирования.

Регулирование инвестиций

Капиталовложения  в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни оказывают определяющее влияние  на рост ВВП, занятость населения, уровень  и качество его жизни. Именно поэтому  воздействие на инвестиционный процесс  следует рассматривать как главное  направление госрегулирования. Все  прочие направления так или иначе связаны с ним.

Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный  климат. Посредством денежно-кредитной  политики оно обеспечивает движение ссудного .процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот  является предоставляемое государством частным фирмам  п р а в о    н а    у с к о р е н н о е    а м о р т и з а ц  и о н н о е     с п и с а н и е      о с н о в  н о г о      к а п и  т а л а.    Вещественные элементы основного капитала (машины, оборудование, производственные здания и сооружения) в процессе их эксплуатации подвергаются физическому износу и постепенно теряют свою первоначальную стоимость. Однако последняя не исчезает бесследно, а переносится на создаваемый продукт, после реализации которого она по частям в денежной форме возвращается к его изготовителю. Последний накапливает эти средства в амортизационном фонде, служащем в первую очередь для восстановления выбывающих вследствие износа элементов основного капитала.

Сущность ускоренной амортизации состоит в том, что  государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный  фонд денежные суммы не по мере фактического износа элементов основного капитала (например, 1/10 первоначальной стоимости  станка при ожидаемом сроке его  эксплуатации в 10 лет), а в большей  мере. При этом в амортизационный  фонд включается часть прибыли, которая  таким путем освобождается от налогов, ибо амортизационный фонд в принципе не подлежит налогообложению  по законодательству развитых стран. Оно, как правило, предписывает фирмам составление  долгосрочного амортизационного плана, включающего в том числе выбор одного или нескольких из предусматриваемых хозяйственным правом методов амортизационного списания. К ним наряду с отмеченным выше линейным (пропорциональным) методом относятся и другие методы ускоренного списания, такие как арифметически-дегрессивный, геометрически-дегрессивный и т.д.). Изменения в амортизационном плане допускаются лишь в исключительных случаях, при солидном обосновании и доказательстве фирмой ее аудитору их вынужденной необходимости, ибо такие изменения глубоко затрагивают всю систему ведения счетов и бухгалтерского учета фирмы, расчета издержек, прибыли и налоговой базы.

Фактическое завышение  объема амортизационного фонда позволят использовать его не только по сущностной принадлежности, т.е. для замены изношенных, выбывающих элементов основного  капитала, но и для расширения последнего. В результате стимулируется весь инвестиционный процесс, а следовательно, рост ВВП.

Наряду с общеэкономическим  осуществляется целенаправленное регулирование  инвестиций в рамках  с т р у к т у р н о й    п о л и т и к и. 

Госрегулирование  сбыта

После промышленных революций XIX  в. в странах Запада сложилась устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом. Дело в том, что машинное производство, имея колоссальные преимущества перед предшествующим ему мануфактурным производством, многократно увеличило предложение товаров. Это не сопровождалось такими изменениями в обществе, которые бы обеспечили аналогичное увеличение спроса.

Временное соответствие между спросом и предложением стало устанавливаться в ходе и результате циклических кризисов. Что касается превышения спроса над  предложением, то оно, как правило, выступало  как кратковременное явление  в каждом конкретном случае, ибо  рыночная экономика обладает богатейшими  возможностями быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям потребителя.

Противоречие  между спросом и предложением сдерживает экономический рост; оно  является одной из важнейших причин такого негативного социального  явления, как безработица. Поэтому  государство стремится различными способами стимулировать сбыт, а  через него — рост ВВП и занятости. Кроме того, регулирование сбыта  преследует и другие цели, например фискальные (пополнение доходной части  госбюджета).

Фискальная часть  госрегулирования сбыта реализуется  посредством взимания различных  налогов: с оборота и добавленной  стоимости, акцизов и др. (см. гл. 27). При этом с некоторых товаров  первой необходимости, например продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.

Важным средством  стимулирования сбыта являются  г о с у д а р с т ве н н ы е     з а к у п к и      с е л ь с к о х оз я й с т в е н н о й    п р о д у к ц и и,  которая в значительной мере используется для гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или военных действий в зарубежных странах, а также общего экономического содействия третьему миру. Закупки осуществляются полномочными государственными органами по регулируемым ценам.

По своей экономической  природе к закупкам сельскохозяйственной продукции весьма близки государственные  заказы на различного рода оборудование и военно-техническую продукцию, а также на строительные работы и  услуги. Поскольку такие заказы гарантируют их получателю обычно на несколько лет сбыт по согласованным ценам, за них ведется острейшая конкурентная борьба, особую роль в которой играют лоббисты тех или иных компаний.

Чаще всего  государственные заказы достаются  национальным производителям, если они  в состоянии их выполнить. После  вступления в действие в 1993 г. Маастрихтских  соглашений об образовании экономического и валютного союза в рамках ЕС здесь также предпринимаются  попытки создать единый, интегрированный  рынок государственных заказов. На них должны объявляться конкурентные торги с равными условиями  для всех участников из стран —  членов ЕС. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, но национальные лобби чаще всего по-прежнему оказываются  сильнее зарубежных.

Наконец, госрегулирование сбыта осуществляется путем воздействия  на  ц е н о о б р а з о в  а н и е .   Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником экономических ресурсов (железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами косвенного действия — регулированием величины оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами. 

Госрегулирование  рынка труда

Оно нацелено главным  образом на сокращение безработицы  и обеспечение высокого уровня занятости  самодеятельного населения, а также  на достижение соответствия предложения  рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП, как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.

Вместе с тем, государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в  области занятости и безработицы. Прежде всего,  ч е р е з    с е т ь    г о с у д ар с т в е н н ы  х      б и р ж       т р у д а    (чаще они называются ведомствами или службами занятости) безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.

Подготовке рабочей  силы в достаточном для рынка  труда количестве и нужной квалификации способствует  с о д е й с т в и е     г о с у д а р  с т  в а    о б щ е м у      и   п р о ф е с с и о н а л ь н о м у    о б р а з о в а н и ю .    В развитых странах школы чаще всего принадлежат государству или муниципальным органам, как и учебные заведения, аналогичные российским техникумам. Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется непосредственно на фирмах. Государство посредством субсидий и налоговых льгот нередко стимулирует создание дополнительных ученических мест на предприятиях.

Что касается величины     з а р а б о т н о  й   п л а т ы,  то государство прямо регулирует ее только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости прежде всего от производительности труда и соотношения Между спросом на рабочую силы и ее предложением.

На мелких и  средних предприятиях заработная плата  устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая  охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами  предпринимателей (государство может  оказывать на это лишь консультативное  воздействие). Однако следует иметь  в виду, что в среднем по странам  Запада профсоюзами охвачено лишь около 40% работающих по найму, причем в Западной Европе этот показатель несколько выше (не более 50% в среднем при значительном разбросе по отдельным странам), а  в Японии и особенно в США — ниже.

Во многих развитых странах законодательство о труде  включает в себя установление минимальной  заработной платы. Однако на практике оно нередко не выполняется. 

Содействие  НИОКР

На современном  этапе научно-технической революции  прочность позиций той или  иной страны в мировом хозяйстве  решающим образом определяется ее достижениями в области научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Это в полной мере осознано правящими кругами всех развитых государств. Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2% ВВП, а в наиболее продвинутых в  этой области странах (США, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Япония) — 2% около 3% или даже несколько больше. Затраты крупнейших концернов (ТНК) на НИОКР, особенно в электротехнической и электронной, химической и автомобильной  промышленности,  как правило, достигают 8—12% их оборота и 15—20% их совокупных затрат (издержек).

Развертывание НИОКР в подобных масштабах было бы немыслимо без самого активного  стимулирующего воздействия государства  на этот процесс. Государства Запада влияют на все стороны НИОКР и  сам инновационный процесс, поощряя  внедрение результатов НИОКР  в производство. По отдельным странам с развитой рыночной экономикой государство финансирует (по различным каналам) от 30 до 60%, а в среднем — около половины совокупных затрат на НИОКР.

Прежде всего государство играет ключевую роль (особенно в Западной Европе) в финансировании и организации высшего образования; только высокий его уровень может обеспечить эффективное построение системы НИОКР. В Западной Европе университеты и равнозначные им высшие учебные заведения, как правило, принадлежат государству в лице его органов центрального (федерального) или регионального (земельного, кантонального) уровней; в них обычно не взимается плата за обучение. В США преобладают организованные на коммерческой основе университеты; в Японии между частным и государственными университетами существует относительный баланс. Во всех случаях деятельность частных университетов и прочих вузов четко лицензируется  и регламентируется государством.

Государства Запада финансируют подавляющую часть  затрат на фундаментальные исследования. Частный капитал лишь частично спонсирует такие исследования через различного рода исследовательские фонды и общества, которые организуются на частно-правовой или публично-правовой основе и имеют смешанные источники финансирования.

Прикладные исследования, разработки, а тем более сам  по себе инновационный процесс протекают  в рамках фирм, т.е. на микроэкономическом уровне (это касается и исследований для военного производства). Однако они активно стимулируются государством, прежде всего, посредством налоговых  льгот (реже — прямых субсидий). Одной  из разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные, а периодически и особые амортизационные  списания стоимости оборудования, используемого  для НИОКР.

Кроме того, государство  поощряет особенно активный в инновационном  процессе               в е н ч у р н ы й    ( р и с ко в ы й )    б и з н е с ,   например, путем создания необходимых для его функционирования технологических парков, т.е. специально обустроенных для НИОКР и инноваций территорий.

Для эффективного осуществления НИОКР в странах  с развитой рыночной экономикой государство  нередко прибегает к составлению  и реализации среднесрочных и  долгосрочных программ, о которых  речь пойдет ниже.

Информация о работе Объекты и направления государственного регулирования экономики