Объекты и направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:04, контрольная работа

Описание

По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления регулирования.
Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат. Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного .процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут воспользоваться все производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагается налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Работа состоит из  1 файл

Объекты и направления государственного регулирования экономики.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

Таким образом, госрегулирование НИОКР производится на стыке науки, техники, экономики, образования и ряда других сфер общественной жизни и представляет собой весьма сложный и социально значимый феномен. 

Экологическое регулирование

Госрегулирование  экологических процессов в развитых странах также носит комплексный  характер. Оно было значительно активизировано и усовершенствовано в середине 70-х гг., когда стало очевидным, что Запад (за исключением отдельных малых стран) оказался в состоянии глубокого экологического кризиса. Этот кризис в основном был преодолен в 80—90-е гг. путем создания разветвленной системы экологического госрегулирования, которая «состыкована» с различными направлениями госрегулирования экономики, прежде всего, с государственным воздействием на инвестиции и экономический рост. Экологическое госрегулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К важнейшим  элементам экологического регулирования  относится, прежде всего,  г о с у д а р с т в е н н о  е      п о о щ р е н и е    (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды. Они направлены на защиту населения от шума (например производимого автомобильным транспортом), уменьшение выбросов в атмосферу и водную среду вредных веществ (диоксида углерода, серы и т.д.), а также нейтрализацию и утилизацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью нередко отдается предпочтение.

Другим элементом  является установление и реализация правовых норм, предусматривающих для  юридических или физических лиц, допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность за это и  о б я з а н н о с т  ь      в о з м е с т и т ь     н а н е с е н н ы й     у   щ е р б     государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»). При этом пострадавшая сторона в судебном порядке должна доказать виновность субъекта, подозреваемого в нанесении экологического ущерба, и величину последнего. Это дорогостоящая, сложная, а нередко и малоперспективная процедура.

Важнейшими элементами экологического регулирования во всех странах Запада являются также установление государством в административно-правовом порядке  м а к с и м а л ь н о    д о п у с т и м  ы х   н о р м     в ы б р о с а  («эмиссии») в окружающую среду вредных веществ действующими предприятиями (за превышение таких норм взимаются штрафы до тех пор, пока не будут приняты эффективные меры против этого), а также  р а з р е ш е н и я         и л и    з а п р е т ы    на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.

Наконец, еще  одним из основных элементов экологического госрегулирования являются так называемые    э к о л о г и  ч е  с к и  е      н а л о г и.  К ним относится, например, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера. В некоторых странах взимаются сборы за сброс сточных вод в водоемы (Франция, Германия, Нидерланды), «экологические налоги» в аэропортах на посадку «шумных» самолетов (Франция, Япония, Великобритания) и на использование в качестве топлива угля и мазута (Швеция, Норвегия). Получателем «экологических налогов» чаще всего являются не центральные (федеральные), а региональные (земельные) и особенно местные (муниципальные) органы.

Социальные  аспекты госрегулирования

Во всех странах  Запада государство активно регулирует не только собственно экономику, но и  теснейшим, неразрывным образом  связанные с ней социальные процессы. При прямом участии государства  или, во всяком случае, под его регулирующим и контролирующим воздействием в  этих странах в послевоенный период созданы, достаточно эффективно (хотя и не без проблем) функционируют  и продолжают развиваться разветвленные  системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице. Наиболее активно социальная политика проводится в странах Западной Европы. Так, если в Японии и США в 1995 г. удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах центральных (федеральных) бюджетов составил соответственно 45,2 и 55%, то в большинстве западноевропейских стран — 60% и более, а во Франции  и Австрии — даже 72,55 и 77,8%. 

Внешнеэкономическое регулирование

Внешнеэкономическое госрегулирование воздействует на все  важнейшие аспекты внешнеэкономической  деятельности развитых стран: их участие  в международной торговле товарами и услугами, миграции капитала и  рабочей силы, а также валютно-расчетные  отношения.

Внешнеторговый  режим развитых стран характеризуется  наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности  их национальных экономик. После Второй мировой войны процесс либерализации внешней торговли этих стран, сменив негативные тенденции к протекционизму и автаркизму, принял поступательный характер. Так, величина их таможенных (импортных) пошлин уменьшилась с 30—40% в 50-е гг. до 7—10% в 70-е гг.,  а в 1997 г. их средневзвешенный показатель снизился до рекордно низкой отметки — всего 4%. Кроме того, значительно сузился круг квотируемых для ввоза товаров, а сами количественные ограничения на каждый из них, как правило, стали менее жесткими.

Указанная степень  либерализации внешней торговли развитых стран достигнута прежде всего за счет либерализации товарообмена между ними. По отношению к развивающимся и бывшим социалистическим странам (особенно к государствам — членам СНГ) применяется менее либеральный режим и нередко пускаются в ход антидемпинговые процедуры. По числу действующих антидемпинговых мер в настоящее время лидируют США, ЕС и Канада.

Либерализация отнюдь не означает, что государство  в странах Запада играет пассивную  роль во внешней торговле, особенно в экспорте. Напротив, оно всячески поддерживает своих экспортеров, в  том числе посредством субсидирования экспорта и особенно гарантирования экспортных кредитов. Такие меры внешнеэкономического госрегулирования подрывают равенство  условий конкуренции для различных  национальных производителей на мировом  рынке, т.е. свободу торговли, и поэтому  являются уже в течение ряда лет  предметом обсуждения в ВТО/ГАТТ. Были достигнуты принципиальные международно-правовые договоренности о постепенном сокращении, а затем и прекращении помощи национальным экспортерам (в том  числе экспортерам сельскохозяйственной, судостроительной и ряда других видов  продукции). Эти договоренности постепенно претворяются в жизнь, однако помощь продолжает оказываться на стадиях  НИОКР и производства, предшествующих сбыту на внутреннем рынке или  экспорту (см. гл. 34).

Государства Запада создали либеральный — регистрационный (а не разрешительно-запретительный, как это было в первые послевоенные годы) режим  д л я    и но с т  р а н н ы х   и н в е ст и ц и й.  Фирмы, целиком принадлежащие иностранному капиталу или контролируемые им, обладают такими же юридическими и экономическими правами и обязанностями, как и национальные хозяйствующие субъекты. В ряде случаев государство для привлечения особенно желательных иностранных инвестиций стимулирует последние различными способами, например, созданием соответствующей инфраструктуры — дорожной сети, водоснабжения, электроэнергетических сетей и т.д. (подробнее см. гл. 35).

В области международной  м и г р а ц и и      р а б о ч е й     с и л ы   страны Запада выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится также на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию). Легально пребывающие на Западе иностранцы (надо отметить, что большое число их работает там нелегально в сфере теневой экономики) составляют 5—10% самодеятельного населения Северной Америки и Западной Европы. В Японии этот показатель намного ниже. Наплыв иностранных рабочих побудил государства Запада принять в последние годы жесткие иммиграционные законы (подробнее см. гл. 36).

Как правило, ежегодный  приток иностранной рабочей силы квотируется, причем в каждом конкретном случае необходимо получение разрешения на работу. Любой предприниматель, намеревающийся привлечь иностранного рабочего или служащего, должен доказать, что на данное рабочее место нет местных претендентов подходящей квалификации.

Действительно свободная, без ограничений миграция рабочей силы к настоящему моменту  обеспечена только в странах ЕС.

Все страны Запада в настоящее время обладают первоклассными свободно конвертируемыми валютами, вследствие чего для них характерна либеральная  в а л ю т н а я     п о л и т и к а;  какие-либо валютные ограничения, к которым вновь и вновь вынуждены прибегать развивающиеся и бывшие социалистические страны, на Западе применяются крайне редко, в исключительных случаях. Воздействие на курс национальной валюты в сторону его повышения или понижения осуществляется при помощи валютных интервенций центральных банков, скупающих или дополнительно предлагающих свои валюты, а также средств денежно-кредитной политики, особенно дисконтной. Повышение учетной ставки (при прочих равных условиях) способствует увеличению спроса на данную валюту и росту ее обменного курса, понижение ставки дает обратный эффект


Информация о работе Объекты и направления государственного регулирования экономики