Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:01, реферат

Описание

Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [5]. Она опирается на историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работу американского этнографа Л. Моргана «Древнее общество» (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ ЭНГЕЛЬ.docx

— 33.21 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Проблема  возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [5]. Она опирается на историко-материалистическое учение Маркса и Энгельса и работу американского этнографа Л. Моргана «Древнее общество» (1877), в которой освещаются основные направления человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. 

     Энгельс исследует три формы возникновения  государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, наиболее классической формой, по оценке Энгельса, является возникновение Афинского  государства: здесь государство  возникает непосредственно и  преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает  в борьбе между аристократией  родового общества и бесправным плебсом, находившимся вне этого общества; победа плебса взрывает родовой строй  и на его развалинах возникает  государство, в котором вскоре растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской  империи государство возникает  как непосредственный результат  завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой  строй тогдашних германцев не давал никаких средств.

     В обобщенном виде Энгельс подчеркивает, что родовой строй был разрушен и заменен государством действием  экономико-производственных факторов, разделением труда и его последствиями  — расколом общества на противоположные  классы.

1.2 Общие закономерности  возникновения государства, его признаки и сущность

           С  марксистской  точки зрения  государство есть   продукт   развития общества,  продукт  непримиримости   классовых   противоречий.   Государство появляется  там,  тогда  и  поскольку,  где,  когда  и  поскольку  классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество  делится  на эксплуататоров  и  эксплуатируемых.  Везде  и  всегда  вместе  с  ростом   и укреплением  этого  деления  возникает  и  развивается  особый  институт   –государство.

           Общество создает себе орган  для защиты своих интересов  от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.  Едва  возникнув, он приобретает  самостоятельность  по  отношению  к  обществу  и  тем  более преуспевает в этом, чем более он  становится  органом  одного  определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.

           Ф.Энгельс в  работе  «Происхождение  семьи,  частной  собственности   и государства»  делает  общий  вывод,  что  государство  никоим образом не представляет  собой  силы,  извне  навязанной  обществу.  Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство  есть  признание, что это общество запуталось в  неразрешимых  противоречиях, раскололось нанепримиримые противоположности, избавиться от которых оно  бессильно.  Нужна была сила, которая бы умеряла  столкновения,  держала  общество  в  границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над  ним,  все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

           Если общественное производство  в  результате  тысячелетней  революции пришло к частной собственности, то  для  всех  других  областей  организации общества характерны  перемены,  приспособленные  к  тому,  что  произошло  в производстве. Возникновение государства  –  это  приспособление  общества  к новым условиям, которое не устраняет  того,  что  произошло  в  производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности    сохранялись,    поддерживались,   развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций,  протекающих  в надстройке, к которой относится государство.

           Для марксистского  понимания   происхождения  государства   недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления  частной  собственности  и раскола общества на враждебные классы.  Нужно  из  этого  положения  сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство  есть «продукт» и «проявление» непримиримости классов.

           Сложившийся экономический базис,  основанный на  частной  собственности на средства производства, развивается под  охраной  и  защитой  государства; государство  возникает  для  того,  чтобы  сохранять  его,  держать  в  узде угнетенные  классы;   государство  не   примиряет,   а   только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они  не  уничтожили  друг  друга  в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

           Для того чтобы научно достоверно  сделать вывод, завершился ли  переход того   или   иного   народа   от   догосударственного   к    государственно- организованному обществу,  специально  определяются   признаки  государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

           Государственная  власть  отличается  от  родовой  в   первую   очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. В качестве признака  государства  рассматривается  не  территория  как таковая,  а  присущее  государству  деление  граждан   по   территориальному

признаку, их организация по месту жительства.

           Второе отличие заключается в  наличии  общественной  власти,  интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная  власть  –  это  власть не всего общества,  а  лишь  его  части,  она  стоит  над  обществом, отделена от него тем, что выражает интересы  не  всего  общества,  а  только экономически сильного меньшинства, чужда  основной  массе  населения.  Такую власть, власть над обществом, называют публичной. Публичная  власть  воплощается  в  аппарате  власти   (государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в  виде  особого отряда  вооруженных  людей.  Впоследствии  складывается  все  более  сложный аппарат принуждения.

           Аппарат публичной  власти  коренным  образом  отличается  от  аппарата управления первобытно-общинного строя:

           - во-первых, наличием  особой  категории   людей,  главным  призванием  которых является управленческий  труд;

           - во-вторых, наличием особого   аппарата  принуждения  для   подчинения  чужой воли насилию  (полиция, армия);

           - в-третьих, наличием самостоятельного  фонда материальных средств для поддержания аппарата  управления  и  принуждения,  что  приводит  к введению налогов и займов;

           -  в-четвертых,  важнейшим  качеством   государства  –  суверенитетом,  который означает независимость  и самостоятельность в определении   и проведении политики как внутри, так и вовне государства;

           - в-пятых, возможностью государства   заниматься  правотворчеством,  в  результате которого появляются  правовые нормы, имеющие отношение  ко всему обществу или его  части;

           В чем состоит сущность государства?  Ответ на этот вопрос  предполагает выявление главного и определяющего в  процессе,  как  возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования  государства,  а также   познание закономерностей  развития  государственно-организованного   общества.   Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

           Классовый подход состоит в  том, что  государство  рассматривается   как машина  для  поддержания  господства  одного  класса  над   другим,   причем меньшинства над большинством, а сущность такого  государства  заключается  в диктатуре экономически и политически господствующего класса.  Такое понятие государства отражает идею государства в собственном  смысле  слова,  которое является орудием  диктатуры  этого  класса.  Так,  известные  господствующие классы   осуществляли   диктатуру   рабовладельцев,   феодалов,   буржуазии. Диктатура  класса  определяет  основные  цели,   задачи   и   функции   этих государств.

           Социалистическое   государство   на   этапе   диктатуры   пролетариата осуществляет ее уже  в  интересах  гигантского  большинства  населения,  тем самым оно является государством не  в  собственном  смысле  слова.  Это  уже полугосударство.  Со  словом  государственного  аппарата,  рассчитанного  на осуществление  преимущественно   функций   подавления,   на   первое   место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит  расширение  социальной базы нового  государства,  сущностью  которого  является  выражение  воли  и интересов трудящихся через государство. К  сожалению,  многие  теоретические положения в социалистических государствах так и остались  только  в  теории, на практике же  власть  в  обществе  оказалась  узурпированной  бюрократией; государственный аппарат служил не  широким  слоям  трудящихся,  а  партийно- государственной верхушке.

           Другой  подход  заключается   в  рассмотрении  сущности  государства  с общечеловеческих,  общесоциальных   начал.   Изменения   произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.

       Вопреки предсказаниям политологов  капиталистическое общество  устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад  производства,  во  многом используя опыт развития государств социалистической ориентации.  Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в  экономику,  вывело  общество  из депрессии,  тем  самым,  подтвердив  мысль  о  том,  что  любое  государство призвано  решать  и  общие  дела  в  интересах  всего  общества.   Произошло соединение  идей  социализма  с   практикой   цивилизованного   гражданского общества.

           Государственный  механизм  превратился   из   орудия   преимущественно подавления в  средство  преимущественно  реализации  общих  дел,  инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

           В сущности государства в зависимости  от исторических условий на  первый план может выходить либо классовое  начало  (насилие),  что  характерно  для эксплуататорских  государств,  либо  общесоциальное  (компромисс),  что все больше  и  больше  проявляется   в   современных   посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от  какого-либо  из  них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Сущность  государства  как  политической  организации  особенно   ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает  в себя  все  богатство  общественных  отношений  за  пределами   политического государства. Государство  и  гражданское  общество  предстают  как  единство формы и содержания, где форма  представлена  правовым  государством,  а  его содержание – гражданским обществом.

           Кроме того, что  государство   есть  публичная  власть,  отделенная  от населения, имеющая аппарат  управления,  материальные  придатки,  оно  может рассматриваться  и  как  политическая  организация-ассоциация,   проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. К. Маркс  исходил  из  того,  что   государство   следует   рассматривать   как определенную ассоциацию, в которой члены  её  объединяются  в  единое  целое публично-властными структурами и отношениями.

ПРИЗНАКИ

Основными признаками государства, отличающими  его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства  по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже  не совпадает непосредственно с  населением, организующим самое себя как вооруженная сила. К тому же для содержания этой публичной власти, замечает Энгельс, необходимы налоги, которые не известны родовому обществу.

         Экономическими причинами марксизм объясняет и возникновение восточного деспотизма[8]. ] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 371; Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1. М.-Л., 1928. С. 278. В этой связи Маркс и Энгельс отмечали консерватизм восточной общины в качестве основы деспотического строя в условиях отсутствия частной собственности на землю, товарных отношений и т.д. «Эти идиллические сельские общины, — писал Маркс, — сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма»[9]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 9. С. 135.

Информация о работе Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность