Оценка и состояние внутреннего государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Цель представленной курсовой работы заключается в исследовании комплекса теоретических и практических аспектов государственного внутреннего дола, а также осуществить анализ и оценку современного состояния внутреннего государственного долга РФ.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующее задачи:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
детализировать понятие государственного внутреннего долга;
провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга
рассмотреть основные методы управления государственным внутренним долгом.

Работа состоит из  1 файл

Оценка состояния и эффективности внутреннего долга РФ.docx

— 232.88 Кб (Скачать документ)

       Данное требование не позволяет участникам рынка гибко управлять своими позициями. 

  С 1  января 2012  г.,  в соответствии с принятыми поправками в закон 

«О рынке  ценных бумаг»,  указанное ограничение  будет снято и ОФЗ смогут обращаться как на фондовой бирже ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами.  Первичное размещение ОФЗ будет проводиться в секции ГЦБ до момента заключения договора между Минфином России и ММВБ о проведении аукционов ОФЗ на фондовой бирже. 

  Как ожидается,  объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже будет способствовать росту торговой активности и расширению круга инвесторов.  Сосредоточение торгов на одной площадке позволит более не разделять ликвидность,  что упростит доступ инвесторов к активам без временных лагов и лишних издержек.16

  Целесообразно также предоставление возможности проведения расчетов по итогам вторичных торгов ОФЗ не немедленно  (схема Т+0),  а в течение стандартного для мировой практики срока оплаты (Т+2 или Т+3).

  3) Обеспечение возможности внебиржевого обращения ОФЗ.

  В соответствии с положением Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» ОФЗ могут обращаться только на бирже, то есть на ММВБ. При этом в мировой практике внебиржевая торговля государственными ценными бумагами широко распространена. Например, вторичный рынок еврооблигаций существует и развивается исключительно как внебиржевой.  Отсутствие возможности внебиржевого обращения ОФЗ ведет к удорожанию операций с ними,  в частности,  за счет комиссии биржи,  сужает доступ на рынок ОФЗ российских участников,  препятствует массовому приходу на рынок иностранных инвесторов.

  4)  Введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе.

  Создание центрального депозитария направлено на повышение эффективности и конкурентоспособности учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка,  повышение защиты прав собственности,  а следовательно, на стимулирование роста иностранных инвестиций и в ОФЗ, и в корпоративные ценные бумаги.  Реализация данной задачи предусмотрена поручением Президента Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № Пр-1822 по итогам Петербургского международного экономического форума.

  5) Унификация налоговых ставок по ОФЗ и корпоративным облигациям.

  Налогообложение денежных выплат по купонам ОФЗ осуществляется по ставке 15%,  а курсовая разница –  по ставке 20%.  Все виды доходов по

корпоративным облигациям облагаются налогом по ставке 20%.  В результате такой практики затрудняется сравнение доходности по корпоративным и государственным облигациям,  а также усложняется бухгалтерский учет инвестиций в ценные бумаги,  поскольку инвесторы не могут осуществлять взаимозачет финансового результата по операциям с государственными и корпоративными ценными бумагами без проведения дополнительных расчетов. Потенциальные инвесторы могут рассматривать сложившуюся ситуацию как дополнительное препятствие для вложения средств в ОФЗ. 

  Целесообразно унифицировать режим налогообложения государственных и корпоративных облигаций. Это позволит упростить для инвесторов систему расчетов, включать все доходы в единую базу по прибыли, а также устранить различия в ценообразовании всех инструментов на внутреннем долговом рынке и сделать сопоставимой доходность обращающихся на нем инструментов.

  Как представляется,  последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить условия государственных заимствований и увеличить спрос на государственные ценные бумаги.  Успешная реализация предлагаемых мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом,  повышению резервного статуса рубля,  станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Как известно, посредством государственных  заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые  для финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его  долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований.

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки  возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность  на финансовых рынках в отношении  инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это  особенно касается стран, развивающих  и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут  воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

     Государственный долг – это современная проблема любого государства, как развитого, так и развивающегося государства, так как многие экономические  процессы, к сожалению, не поддаются  четкому конкретному прогнозированию. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики. Однако кризис внес коррективы,  такие как в 2009 году вновь возник дефицит бюджета,  так как один из основных доходов бюджета «доходы от продажи нефти» и в дальнейшем правительство разрабатывало и проводило различные мероприятия по поддержанию экономики страны, в особенности большое внимание уделялось финансированию банковской сферы.

     В целом, необходимо отметить, что внутренний государственный долг со всей совокупностью  составляющих его форм должен быть и на самом деле является стратегически  более гибким и безопасным видом  обязательств государства, по сравнению  с внешними долгами. Поэтому, в дальнейшем, правительством страны делается акцент на увеличение внутренних заимствований при стабилизации и уменьшении уровня внешних долгов. Для этого важно сформировать оптимальную структуру внутреннего государственного долга, а также эффективно управлять им.

       До 40-х годов наша страна на международной  арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического и научно-технического развития восточно-европейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная  идеологизация   внешнеэкономических  связей  привела  к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка.

     Политика  в области заимствования со стороны  Правительства и соответствующих  уровней государственной власти на внутреннем рынке государственных  ценных бумаг может стать мощным фактором экономического роста, инструментом сбалансирования поступлений налоговых  и неналоговых платежей в бюджет. Однако для этого необходимо постоянно  совершенствовать управление внутренним государственным долгом, опираясь на зарубежную практику, а также, что  более существенно, на накопленный  российский опыт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27.06.11  N 162-ФЗ)

  2. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

     3. Бюджетное право : учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. А.М. Никитина.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007 .— 199 с.

     4..Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин,В. Кабашкин // Экономист. - 2007. - №1. - С. 58-67.

  5.Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Г.Б Поляка. - Юнити, М. 2007. - с. 140

  6. Макарова Л.А. Финасны и кредит./ Л.А. Макарова – Тамбов: ТГТУ, 2009. – 120с.

  7.Николавева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-методический комплекс./Т.П. Никоваева - М. Изд. Центр ЕАОИ, 2008. -  234 с.

  8. Стахович Л.В., Шахназарян Г.Э. Инструменты рынка государственных ценных бумаг зарубежных стран // Финансы и кредит. – 2005. – №21

     9.Финансы и кредит : учебник для студентов вузов / М.Л. Дьяконова [и др.] ; под ред. Т.М. Ковалевой .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2006 .— 375 с.

  10. Финансы: Учебник /А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2006. – 504 с.

  11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.— М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.

    12. Финансы./ В.В .Ковалев - М.: Велби, Проспект, 2007. - 640с.

            13. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для студентов вузов / В.К. Сенчагов [и др.]. — М. : Проспект, 2007 .— 719 с. 

  14. Министерство финансов. Основные направления государственной долговой политики РФ  на 2012-2014 гг. -  (http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/internal/)

  15.Министерство финансов. Внутренний долг РФ – (http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/internal/)

   
 

Информация о работе Оценка и состояние внутреннего государственного долга РФ