Ограничение родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, актуальность данного исследования предопределена особенностями социально – экономического развития нашей страны. Проблемы, связанные с вопросом укрепления основной ячейки общества – семьи, приобретают статус одного из наиболее актуальных, так как в нашей стране наблюдается демографический кризис; в «геометрической прогрессии» растёт количество разводов; пугающе быстро растёт количество беспризорных детей. Этим, на мой взгляд, было обусловлено объявление 2008 года «Годом Семьи».

Работа состоит из  1 файл

Родительские права.docx

— 57.99 Кб (Скачать документ)

Введение.

На мой взгляд, актуальность данного исследования предопределена особенностями социально – экономического развития нашей страны. Проблемы, связанные с вопросом укрепления основной ячейки общества – семьи, приобретают статус одного из наиболее актуальных, так как в нашей стране наблюдается демографический кризис; в «геометрической прогрессии» растёт количество разводов; пугающе быстро растёт количество беспризорных детей. Этим, на мой взгляд, было обусловлено объявление 2008 года «Годом Семьи».

Касаясь вопроса относительно ограничения, либо лишения родительских прав считаю важным подчеркнуть, что сама по себе это мера очень суровая и крайняя. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей». Под интересами детей понимается, прежде всего, надлежащее семейное воспитание, тот самый стержень, на котором основывается формирования здоровой во всех отношениях личности.

Но к сожаленью все  чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Семейное неблагополучие – это материальная неустроенная семья, неполная семья или неблагополучные отношений между родителями и детьми. Следует отметить, что число таких неблагополучных семей с каждым годом растет.

На улице появились  десятки и сотни беспризорных детей. Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут в общий ряд маргинальной массы.

Во – вторых, я считаю, что правовой базис этой меры –  ограничения или лишения родительских прав, является юридически и морально несоответствующим исторически сложившемуся менталитету, и духовным ценностям нашего народа. Наша правовая система стремится к западной, где факт подачи в суд на родителей является нормой. Для самосознания большинства в нашей стране - это является неприемлемым. Как определить тонкую грань, где лишение родительских прав действительно пойдёт на пользу ребёнку. Получив материальный фундамент в приюте, но утратив духовный, станет ли этот ребёнок счастливым?

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость моего исследования, направленной на глубокое изучение ограничения и лишения, родительских прав.

В соответствии с поставленной целью  в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть  правовые принципы, на которых строятся отношения  между родителями и детьми;

- -изучить, какие основания лишение  родительских прав или ограничение  в родительских правах определены  законом;

- -рассмотреть последствия лишения  родительских прав, их ограничения.

Работа написана на основе опубликованных источников. Источники, положенные в основу данного исследования, можно подразделить на следующие группы: акты ООН и подведомственных ей министерств, Конституция Российской Федерации, семейный кодекс Российской Федерации, конституционные акты.

Методологическую  базу данного исследования составили принципы объективности, комплексно сравнительного и системно-структурного анализа. В качестве основного использован метод проблемного изложения и рассмотрения предложенной для изучения темы. Важное значение отводилось комплексному анализу источников. Положения и выводы работы опираются на анализ функциональных, структурных изучаемых явлений. Важным при таком подходе было добиться органичного сочетания описательно измерения исследования с теоретико-аналитическим, в результате чего сам анализ стал сориентирован не на фактологические поиски, а на выводы, способные объяснить причины исследуемого явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Права и обязанности родителей.

1.1. Личные и имущественные права и обязанности родителей.

Семейный Кодекс РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Глава Семейного Кодекса, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Родители имеют право  и обязаны воспитывать своих  детей. Такова главная идея семейного  воспитания с правовой точки зрения.1

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право  каждого родителя. Лишить его этого  права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание заключается  в возможности воспитывать своих  детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать  родителям всяческую помощь в  осуществлении этого права: «не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей», конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают: на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.2

Кроме того, родители имеют: право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего; право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем.

Кроме права на общение  с ребенком, проживающим отдельно от него, родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме. Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений, не проживающих вместе родителей.

Существует перечень действий и поступков родителей – воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входит:

- причинение вреда физическому и психическому здоровью детей;

- причинение вреда нравственному развитию ребенка;

- применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком;

- оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием.3.

Зафиксированные правовые предписания – это не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей4.

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка5.

Знакомство с содержанием  родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет  сделать вывод, что существующие на этот счет требования теснейшим  образом связаны с нормами  нравственного порядка и правилами  педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей.

Наиболее существенные особенности  родительских прав и обязанностей зафиксированы  в разных по своему назначению положениях Семейного кодекса РФ. Их можно обобщить следующим образом:

- родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей6. Этот тезис распространяется и на родительские права и обязанности по воспитанию ребенка. Поэтому СК всякий раз адресует свои предписания не одному, а обоим родителям. Кроме того, все нормы семейного права, имеющие конкретное содержание, как правило, предназначены для обоих родителей7;

- родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем. Они возникают при рождении ребенка и прекращают свое существование по достижении им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Данное правило имеет исключения. Это случаи досрочной регистрации брака8. А также эмансипации несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет9. Разумеется, родительские права (обязанности) прекращают свое существование, если обладатель этих прав (обязанностей) или его ребенок умирает;

- при осуществлении родителями своих прав, исполнении ими своих обязанностей приоритет имеют интересы ребенка10. Это положение принципиального характера развивается в конкретных нормах семейного права. Особое значение оно имеет, когда между интересами родителей (одного из них) и интересами ребенка возникают или могут возникнуть противоречия;

- родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание своего ребенка11. Отступление от такого требования допускается лишь в предусмотренных законом случаях, которые касаются главным образом ситуаций, когда на чашу весов положены интересы несовершеннолетнего и лиц, осуществляющих его семейное воспитание.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о  взыскании алиментов предъявляется  отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся  на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право  взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей  на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и  более детей - половины заработка  и (или) иного дохода родителей. Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме12.

Закон предусматривает возможность  взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме13. В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера  твердой денежной суммы алиментов  судьи должны исходить из учета материального  и семейного положения лиц, которые  должны платить алименты. Поэтому  размер алиментов должен устанавливаться  в сумме, соответствующей определенному  числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально  увеличению установленного законом  минимального размера оплаты труда.

В соответствии с действующим  законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия.

Иски лиц, с которых  взыскивается алименты на детей, а такие  иски об изменении размера алиментов  подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя).

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК предусматривает  более общие права и обязанности, а именно: защищать права и интересы своих детей.

 

1.2. Осуществление родительских прав.

Личные права и обязанности  родителей возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду. Добровольное установление отцовства заключается в подаче совместного заявления в Загс, позволяющего записать отца ребенка в свидетельство о рождении ребенка14.

При отсутствии совместного  заявления родителей ребенка  или заявления фактического отца отцовство устанавливается судом, который должен установить один-единственный факт – действительное происхождение  ребенка. Право на предъявление такого требования имеют: мать, фактический  отец ребенка и др. лица, предусмотренные  законом.

При вынесении судом решения  об установлении отцовства ответчик записывается отцом в свидетельство  о рождении ребенка, и он обязан его  содержать.

Согласно Конституции  РФ забота о детях, их воспитание –  равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс РФ конкретизирует эти  права и обязанности. Право на воспитание ребенка – неотъемлемое личное право каждого родителя. Право  на воспитание заключается в возможности  воспитывать своих детей лично, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом, например, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать жестокость, грубость, унижение человеческого достоинства ребенка, оскорбление или злоупотребление родительскими правами.

Информация о работе Ограничение родительских прав