Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:17, реферат
Механизм государства – система органов и учреждений, в центре которых находятся государственные органы власти и управления.
Государственный аппарат, в свою очередь, является наиболее существенной частью государственного механизма. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.
Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.
Введение 3
1. Законодательные органы 4
2. Законодательная власть Российской Федерации 9
2.1. Совет Федерации РФ 9
2.2. Государственная Дума РФ 10
3. Органы законодательной власти субъектов РФ 12
Заключение 14
Библиографический список 15
Министерство образования и науки
Национальный минерально-
на тему:______________________
Выполнили: студенты гр. ГК-08-1 _____________ / Алиева В.Б./
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка: _____________
Дата: ___________________
Проверил:
преподаватель ____________ ______________ /______________/
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2012 год
Оглавление
Тема “Органы государства” достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как “механизм государства” и “государственный аппарат”. Ведь государственный орган – это официальный институт, состоящий из организованных групп, наделенных правом принимать властные решения.
Механизм государства
– система органов и учреждений
Государственный аппарат, в свою очередь, является наиболее существенной частью государственного механизма. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.
Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.
Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.
Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством.
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании – Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. раг1ег — “говорить”).
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.
Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.
Двухпалатная структура
Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.
При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.
Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.
В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.
Существует и ряд “
Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти.
В зависимости от формы государственного
правления парламент в
В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Законодательными органами помимо
парламента являются и местные органы
власти и самоуправления. Они, как правило,
имеют представительный характер и действуют
в пределах соответствующих административно-
Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому центральной властью (президентом).
Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти.
Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное Собрание – Парламент РФ.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.