Органы государственной власти субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, реферат

Описание

Рассмотрим в целом структуру государственной власти в России и определим функции и понятие органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. Исторически идея федерализма была выдвинута в ХVIII веке как средство децентрализации управления, а, следовательно, для демократизации государственного строя.

Содержание

1. Введение.
2. Коституционно-правовые основы организации государственной власти РФ и её субъектах .
3. Особенности устройства государственной власти в республиках как субъектах РФ.
4. Органы с особым статусом в субъектах РФ.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Органы государственной власти субъектов РФ.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По    курсу:

 

«Конституционное  право»

 

На    тему:

 

«Органы государственной власти субъектов РФ»

 

Преподаватель:

 

Глобенко Оксана Александровна

 

 

Студент  группы  УП-1ЗД

 

Поддымай Елены  Викторовны

 

 

 

 

 

г. Москва

2012год

 

Содержание.

1. Введение.

2. Коституционно-правовые основы организации государственной власти РФ   и её субъектах .

3. Особенности устройства государственной власти в республиках как субъектах РФ.

4. Органы с особым статусом в субъектах РФ.

5. Заключение.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

 Рассмотрим в целом структуру  государственной власти в России  и определим функции и понятие  органов государственной власти субъектов Российской Федерации.  Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. Исторически идея федерализма была выдвинута в ХVIII веке как средство децентрализации управления, а, следовательно, для демократизации государственного строя. Но к сожалению  на практике это выглядит не совсем так. Целью этой работы разобраться в проблемах, которые не дают возможности в полной мере осуществить возврат к федерализму. В России с её федеративным государственным устройством в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации. Наша задача разобраться в структуре власти, её соответствия с требованием времени и Конституции РФ.

Федерацию всегда подстерегают две  опасности: скатиться к унитаризму или распасться  на независимые  государства. Каждая из этих опасностей, как правило, имеющих какую-то объективную  основу, эксплуатируется различными политическими  силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых рамках, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту проблему  и решает конституция, закрепляющая статус Федерации, и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

Наше государство характеризуется разнообразием природных условий, этнического состава населения. «Именно поэтому к ведению Федерации п. «е» ст. 71 Конституции РФ отнес установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России»1.

От правильного распределения полномочий органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации. Поэтому мы постараемся раскрыть основные принципы построения системы органов государственной власти в Российской Федерации и её субъектов.

 Актуальность данной работы является рассмотрение определения конституционно - правовых основ системы государственных органов субъектов Российской Федерации. Особенности устройства государственной власти в республиках как субъектах РФ. Рассмотреть органы с особым статусом в субъектах РФ. Выделить имеющиеся пробелы в исследовании,  а также показать проблемы федеративного устройства и перспективы развития отношений Федерации и ее субъектов мы постараемся раскрыть в своей работе.

 

2. Коституционно-правовые основы организации государственной власти РФ   и её субъектах .

 

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти.

Общепризнанным считается  определение органа государственной  власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении  определенных государственных функций  и наделенного в этой связи  властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается «из совокупности его признаков, а именно он:

- создается и действует  от имени государства: Российской  Федерации или ее субъекта;

- действует на основе  законов и других нормативных  правовых актов;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- обладает собственной  компетенцией;

- характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

- наделен властными  полномочиями, т.е. его решения  принимаются от имени государства,  носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства».

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции  и принципах, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов  государственной власти - это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов. «Такими принципами выступают:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

- народовластие (ст. 3 Конституции РФ); федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

- разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

- законность (ст. 15 Конституции РФ);

- деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);

- светскость (ст. 14 Конституции РФ)».

Политика государства  и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституционные принципы построения и деятельности системы  органов государственной власти закрепляются в главе 1 Конституции  РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой общероссийской Конституции. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность, как федеральных органов власти, так и органов власти субъекта в Федерации.

Федеративное государство – это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание – политическое и правовое – весьма неоднородно. Самих федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировалось в разных условиях и с разными целями, а поэтому во многом не одинаковы.

Федеративные государства  юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают право выхода того или иного субъекта федерации  из союза. Распад федерации обычно происходит в ходе революционных восстаний, то есть в неформальных формах. В спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами  эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри их могут создаваться автономные образования.

Каждая нация имеет  естественное право на сохранение самой  себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций и т.д. К сожалению, в РФ заметно  политическое, экономическое, финансовое и социально-культурное неравноправие субъектов Федерации и их граждан. По мнению А.В.Зиновьева при подписании Федеративного договора и составлении проекта Конституции РФ сработал стереотип старого советского мышления. Если в СССР субъекты делились на четыре сорта, то субъекты РФ делятся на три: 1) суверенные республики, обладающие всей полнотой власти; 2) несуверенные и неравноправные территориально-политические образования (края, области, города федерального значения); 3) несуверенные и неравноправные территориально-политические образования (автономная область, автономные округа)»2.

            Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов. Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

 1) исключительной компетенции федеральных органов власти;

 2) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

3) исключительной компетенции  субъектов федерации. 

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. закрепил принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Этим актом установлен порядок принятия законов по предметам совместного ведения, основные принципы и порядок заключения договоров между органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий. Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Тема эффективного распределения полномочий между центром и регионами актуальна, чиновники впервые за долгое время заговорили о неэффективности распределения федеральных и региональных полномочий. Выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2011 году, Дмитрий Медведев объявил курс на масштабную децентрализацию страны: "Если все начинает работать или движется по сигналу из Кремля, значит, система нежизнеспособна, ее нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо, это означает, что систему нужно менять)».

 С этой целью  в 2011 году Дмитрием Медведевым  были созданы рабочие группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина. Повестка децентрализации выстраивалась скорее в политической, а не в экономической плоскости, поэтому не было публичного итога работы групп, но остались рабочие материалы, в которых перечислен круг идей по децентрализации, обсуждаемых в Кремле и правительстве, а также позиции ключевых участников.

Во-первых, в начале 2012 года Минрегион подготовил поправки в законы "О правительстве РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", закрепляющие полномочия президента и правительства по "делегированию" полномочий регионам (в середине февраля законопроекты направлены в государственно-правовое управление президента). Во-вторых, вице-премьер Козак направил президенту Медведеву несколько писем с кратким отчетом о проделанной работе. Наконец, чиновники провели масштабную инвентаризацию, составив перечень тех полномочий, которые федеральные ведомства готовы отдать в регионы и на муниципальный уровень, тех полномочий, которые регионы и муниципалитеты просят у центра, а также перечислив те источники доходов, необходимых для исполнения этих полномочий, которые центр готов регионам передать.

В России унитаризация проявляется, в первую очередь, в сфере законодательства. Законодательная компетенция все больше концентрируется в руках центра. Сфера предметов совместного ведения Федерации и субъектов все больше приближается к сфере предметов ведения одной лишь Федерации. На первый взгляд ст. 72 Конституции РФ предоставляет не только центру, но и всем субъектам РФ право участвовать в законодательном регулировании вопросов совместного ведения Федерации и регионов. Однако «совместность» вовсе не означает того, что центр обязан путем совместной работы с субъектами Федерации разрабатывать законопроекты и проводить их через Российский парламент.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, законодательства и Федеративного договора. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в не правовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Таблица №1

 

В субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной  власти ( таблица №1).

В Федеральном законе "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко определены общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Объединение, такое  как Федерация, не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Экономические причины необходимости возвращения к федерализму перечислены в подготовленном в апреле 2012 года докладе "Открытого правительства". Основные болевые точки: недостаточность доходной базы и доходной автономии регионов и муниципалитетов, вмешательство федеральных власти в сферу полномочий регионов, чрезмерная регламентация и контроль над деятельностью со стороны федерального центра, избыточный объем отчетности. Решить эти проблемы можно, восстановив автономии субъектов и обеспечив максимальную стабильность, простоту и прозрачность в федеративных отношениях. 

Информация о работе Органы государственной власти субъектов РФ