Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, реферат
Рассмотрим в целом структуру государственной власти в России и определим функции и понятие органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. Исторически идея федерализма была выдвинута в ХVIII веке как средство децентрализации управления, а, следовательно, для демократизации государственного строя.
1. Введение.
2. Коституционно-правовые основы организации государственной власти РФ и её субъектах .
3. Особенности устройства государственной власти в республиках как субъектах РФ.
4. Органы с особым статусом в субъектах РФ.
5. Заключение.
6. Список литературы.
3. Особенности устройства государственной власти в республиках как субъектах РФ.
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 21 из которых являются республиками. В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, в них проживает 16,9 % населения страны.
Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В отличии от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Согласно ст.5 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики, в составе Федерации, являются одновременно и гражданами этой республики. Конституции республик предусматривают свое гражданство. Это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, но правом принятия в гражданство обладает только РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, то есть русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. Республика также самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды, устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития, осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития республики. В ведение республики входят заключение федеративного договора, межпарламентских соглашений, а также другие вопросы, отнесенные конституцией республики к ведению ее государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти республики в составе РФ могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий и наоборот. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
4. Органы с особым статусом в субъектах РФ.
Федеральные органы с
особым статусом не входят ни в одну
из трех отраслей государственной власти,
но, тем не менее, осуществляют значительные
государственные функции и
Прежде всего - это Прокуратура
Российской Федерации, которая представляет собой единую федеральную
централизованную систему органов, осуществляющих
от имени Российской Федерации надзор
за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории Российской
Федерации.
Центральный банк РФ также имеет особый статус. Центральный банк по своему правовому положению является абсолютно автономным и самостоятельным органом государственной власти, не являясь органом ни законодательной, ни исполнительной власти. Его правовое положение определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке РФ" от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями. Основная функция банка - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Кроме того, Конституция (ч. 1 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а введение и эмиссия других денег, кроме рубля, не допускаются.
Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти и имеет особый статус. Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным собранием и подотчетный ему, имеющий особый статус. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Основные задачи Счетной палаты заключаются в организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности на основе годовых и текущих планов и программ. Кроме того, Счетная палата осуществляет контроль за управлением и обслуживанием внутреннего и внешнего долга РФ; законностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации имеет особый статус, назначается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Основные задачи Уполномоченного заключаются в следующем:
- способствовать восстановлению нарушенных прав;
- способствовать совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;
- приведение законодательства РФ о правах человека и гражданина в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- способствовать развитию международного сотрудничества в области прав человека;
- способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Российская академия наук в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. имеет государственный особый статус, учреждается федеральными органами власти, финансируется из федерального бюджета. Правительство РФ заинтересовано в дальнейшем совершенствовании деятельности Российской академии наук и отраслевых академий, повышении эффективности их исследований и скорейшем внедрении их в практическую сферу, поскольку это будет способствовать развитию научно-технического прогресса.
Каждый из органов имеющих особый статус формируется особым способом, неподконтролен никакому органу государственной власти, является абсолютно автономным и самостоятельным органом государственной власти.
5. Заключение.
Российская Федерация
возникла в силу определенных исторических причин. И хотя
эти причины в наше время потеряли смысл,
федерализм выступает как единственно
возможная форма демократического управления
столь обширным государством. Вхождение
в состав Федерации 89 субъектов явилось
результатом включения всех автономий
и административно-
Нельзя считать бесспорным
и закрепление национально-
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.
В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период. "Федеральные власти, декларируя процесс децентрализации, реально деньги в регионы отдавать не хотят",— говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Кроме того, введение прямых губернаторских выборов должно оставить у центра возможность контролировать руководителей, в том числе привычными методами субвенций и субсидий.
Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм. Эксперты из "Открытого правительства" предлагают по региональному развитию передавать часть полномочий негосударственным организациям, создать единый реестр публичных полномочий, предоставить право субъектам не принимать делегированные полномочий, рассмотреть возможность горизонтального делегирования полномочий между субъектами, сократить требования к предоставлению вышестоящему уровню публичной власти отчетности. В части разграничения доходных источников предлагается отменить установленные на федеральном уровне льготы, вычеты и изъятия из базы налогообложения по всем региональным и местным налогам, а также специальные налоговые режимы в отношении всех субъектов, включая федеральные ведомства и учреждения, естественные монополии; зачислять в полном объеме в местные бюджеты сельскохозяйственный налог.
Приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, но система органов государственной власти Российской Федерации находится в стадии преобразования и дальнейшего совершенствования, требуемого усложнением условий общественно-политической и государственной жизни Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно докладу Козака Медведеву в начале марта Минрегион уже подготовил проект указа, предусматривающий наделение руководителей регионов дополнительными полномочиями по организации взаимодействия и координации исполнительных органов субъектов и территориальных органов федеральных министерств и ведомств. Однако приоритетным должно быть не наделение губернаторов полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов, а передача им федеральных полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы в регионах, с одновременным сокращением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, пишет вице-премьер.
Любые государственно-правовые процессы проходят сложно, иногда встречают серьезное противодействие со стороны отдельных государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Начатая децентрализация оказалась в зависшем состоянии из-за того, что власть не может выбрать между двумя решениями — политическим и бюрократическим. А основным тормозом в децентрализации является: не желание федеральных ведомств передавать полномочия и налоги на места.
Как всегда денежный вопрос не дает прийти к единому решению.
6. Список литературы.
1. Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008). – Справочная система Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с изменениями на 2 мая 2012 года) (редакция, действующая с 01.07.2012)– Справочная система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от от 21.11.2011г., с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) от 17 января 1992 года N 2202-1. – Справочная система Консультант Плюс.
4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) – Справочная система Консультант Плюс.
5. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2009.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2009.
7. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
8. Зиновьев А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы//Правоведение. 1997. №3.
9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации //под ред. Л.А.Окунькова//»БЕК», 1994.
10. Газета «Коммерсантъ Власть»
«Принцип неделимости»
1 См., Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации //под ред. Л.А.Окунькова//»БЕК», 1994.
2 См.: Зиновьев А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы//Правоведение. 1997. №3.
- -
Информация о работе Органы государственной власти субъектов РФ